«...Почти у самой вершины западного пика лежит иссохший мёрзлый труп леопарда. Что понадобилось леопарду на такой высоте, никто объяснить не может».
Эрнест Хемингуэй. «Снега Килиманджаро».
По пути домой из Азии мой друг Саня Ушаков, с которым мы уже несколько лет в одной команде выезжаем в горы, разоткровенничался. — Всё уже надоело. Каждый год одно и то же: те же горы, они хоть и разные, но всё равно те же цирки, перевалы, вершины, где-нибудь посередине мероприятия — приключения с лавиной. В конце — расслабуха: баня, кафе-столовая, пиво, арбуз, мороженое, шашлык, поезд...
Но, с другой стороны, ни на море, ни на пляж, ни в санаторий я не поеду. Только горы! После гор год можно вычёркивать. В этом году с нами уже ничего не случится. В этом году с нами, действительно, уже ничего не случится. Всё, что могло, случилось. Айгуль, Южная, Северная Корона, первая башня... Целый год они будут сниться. Будут сниться и новые вершины, новые маршруты. Зачем? Зачем эти искусственные сложности жизни?
Да и поднадоели мы друг другу — шесть лет практически одной командой. Все истории и анекдоты уже рассказаны, жизненные позиции каждого давно известны, друг друга знаем как облупленных, повода для дискуссий типа «Есть ли жизнь на Марсе?» не возникает, после ужина разговоры никакие не клеятся — все достают свои книжки или газеты, углубляются в чтение или рассматривают окрестные ландшафты.
Всё общение на маршруте: «Выдай!», «Пошёл!», «Закрепи!», «Крюк», «Самостраховка», «Станция готова», «Перила готовы»... Но именно в движении на маршруте, в этом скупом общении получаешь удовольствие. Удовольствие. Слово-то какое сладкое. Как торт. Какое, интересно знать, удовольствие получили мы, схватив холодную ночёвку практически на вершине Белухи в 93-м? Или в 94-м, когда раскалывалась от «горняшки» голова на пике Коммунизма?
Когда из-за непогоды «зависли» на спуске с Молодых Специалистов? Когда кувыркались в лавине с Петра Первого? Когда боролись с синдромом, что сверху обязательно должно что-то упасть? Какое удовольствие получил в этом году Вовка, разглядывая на снегу окровавленный отпечаток своего лица, после того, как со склона его сбросила лавинка? И всё-таки опять горы. Заходящий круг солнца, луна над вершиной, зеленоватый лёд, облака под ногами...
Общение укладывается в короткие фразы, но этих фраз достаточно для слаженной работы на маршруте, мы понимаем друг друга. Я вижу надоевшие лица друзей, но это лица людей, которым можно высказать всё, что о них думаешь и выслушать, в свою очередь, от них то же самое. Здесь нет бумажной работы, нет дипломатично, вежливо обманывающих начальников и депутатов, мелькающих по телевизору, тут нет натянутых улыбок и фальши.
Здесь всё естественно и искренно. Первозданная природа гор возвращает нам и чистоту отношений. Звучит, конечно, громко, но, честное слово, когда стоишь на передних зубьях «кошек» на склоне, где, например, 300 метров почти отвеса вниз и 200 вверх, и не известно, что дальше, то все мелочи суетной жизни уходят куда-то очень далеко... В этом году гор больше не будет. Год можно вычёркивать.
Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/