Альпинизм – специфический род человеческой деятельности. Его содержание не исчерпывается только спортивными аспектами. Диапазон личных и социальных интересов человека в горах чрезвычайно широк и своеобразен. Это, безусловно, накладывает отпечаток на все стороны воспитания альпинистов.
Термин альпинизм трактуется как восхождение на высокие горы. Но такая формулировка, конечно, не является исчерпывающей для настоящих альпинистов. Альпинизм - это социальное явление, это спорт, это жизнь, это состояние души. Сами альпинисты скорее всего определят свое занятие как систему знаний, умений и навыков, позволяющих человеку успешно и безопасно жить и работать в условиях высокогорья.
Альпинизм у нас входит в систему спорта. Не поддается сомнению и его оздоровительный аспект. Все-таки, горный свежий воздух. В общем, можно сказать, что в альпинизме свои плюсы найдет каждая область человеческого бытия. В альпинизм приходят люди, изначально предрасположенные к активной жизненной позиции. Путешествия в горах способствуют укреплению сознательно-активного отношения к жизни. Альпинизм воспитывает умение анализировать стандартные и нестандартные ситуации, определять свое место и роль в событиях, возводит в принцип доброжелательность в общении. Любой коллектив альпинистов действует в переменчивых условиях - и по настрою людей, и по характеру среды обитания. Такая жизнь вырабатывает умение действовать разумно и четко в любых ситуациях.
Одно из самых необходимых качеств альпиниста - желание и умение учиться. Именно учиться, а не просто тренироваться. В альпинизме регламентированная единой программой учеба существует как непрерывно действующий фактор, она сопровождает новичка, значкиста, разрядника, мастера, инструктора все время, пока человек пребывает в горах или готовится к ним.
Любое планируемое восхождение должно соответствовать знаниям и умениям участников, но к предстоящему должен быть готов не только каждый участник, а вся группа в целом. Учебный процесс строится так, чтобы по завершении очередного этапа обучения участник имел вполне определенный запас знаний и умений.
Конечно, высшие альпинистские достижения требуют огромного, всепоглощающего труда и определенного уровня талантливости. В этом отношении альпинизм ничем не отличается от многих других видов человеческой деятельности. Но кроме высших достижений существуют и просто восхождения, и в ряде маршрутов все возрастающей сложности для каждого человека есть свое высшее достижение. А на вершины по маршрутам 1 категории сложности может идти практически каждый здоровый человек. Он должен лишь иметь представление об особенностях и возможных опасностях горной природы и вытекающих отсюда нормах и правилах поведения в горах, овладеть необходимым минимумом технических приемов передвижения и взаимной страховки на различных видах горного рельефа.
Если вы просто посмотрите на карту, то без труда определите места скалолазания. Их огромное количество. Это и Гималаи - высочайшая горная система мира между Тибетским нагорьем и Индо-Гангской равниной, это и Алтай, длина которого свыше 2000 км, Иранское нагорье, Каракорум - горная система в Центральной Азии, небезызвестный Тянь-Шань и многие-многие другие, не говоря уже о горах Америки, Африки и Западной Европы. В нашей стране наиболее известны горы Кавказа, Крыма, Камчатка и Урал.
Альпинизм делится на несколько видов. Высотный альпинизм - это восхождения на высочайшие вершины мира. Как правило, это вершины высотой более шести тысяч метров над уровнем моря. Технический альпинизм - это восхождения по сложным маршрутам, требующие применения современного снаряжения, это могут быть большие скальные стены или комбинированные маршруты (лед, скалы, снег). Технический альпинизм разнообразен и многогранен, и, как и любой другой его вид требует профессионального подхода. Сегодня в мире технического альпинизма множество направлений и добиться успеха в любом из них можно только непрерывно совершенствуясь. Спортивное скалолазание - это спорт, возникший из альпинизма. Это, прежде всего соревнования и тренировки на заранее подготовленных трассах небольшой протяженности (до нескольких десятков метров). Скалолазание не ставит своей задачей восхождение на вершины. Современное скалолазание - это, в большинстве случаев, лазание по искусственному рельефу. Это относительно безопасный (в сравнении с альпинизмом) вид спорта. И все же ключевым понятием всего альпинизма является выносливость.
История альпинизма
Датой рождения альпинизма считается 1786 год. Тогда, на самую высокую точку в Альпах – Монблан, после 20-летней подготовки поднялись два человека. Еще через 79 лет, в 1865 году, начал свое развитие спортивный альпинизм, когда на альпийскую вершину Маттерхорн по технически довольно сложному пути совершили подъем англичане.
Поскольку первыми горами были Альпы, то и название нового вида спорта образовалось от них. А вот в Гималаях таких людей называют гималаистами, в Высоких Татрах – татарниками, в Сербии – горолезцами.
За прошедшие два столетия было достаточно много не только побед, но и поражений, когда не только не удавалось покорить вершину, но и происходила гибель людей. Но человек постоянно куда-то стремится. Одни спускаются в пещеры, другие поднимаются на вершины, третьи погружаются под воду. Это вечное стремление. Именно оно гонит людей искать новые, труднопроходимые маршруты на уже покоренные вершины.
СССР, а теперь Россия была единственной страной в мире, где альпинизм являлся видом спорта. А ведь у альпинизма отсутствуют те атрибуты спорта, которые есть у других видов. В частности, в горах зрителей нет. Мы можем только потом посмотреть красивые фильмы, снятые на видеокамеру.
Второе отличие – объективная оценка результатов. В альпинизме их оценивать еще труднее, чем в танцах на льду. Почему? Команды могут восходить на разные вершины, разной высоты, расположенные на разных континентах и на разных широтах. Могут быть и специфические трудности: есть стенные восхождения, а есть высотные. Тем не менее, команды, прошедшие маршруты одной сложности сравнивались между собой. Это больше походило на экспертные оценки, нежели на объективное судейство.
Золотой ледоруб
В мире тоже подводятся итоги сезона. Например, французская федерация альпинизма, которая является одной из ведущих в мире, учредила премию «Золотой ледоруб». Ее вручают командам или отдельным людям, совершившим уникальные восхождения.
Лучшим достижением свердловских спортсменов является, пока единственный, «Золотой ледоруб», завоеванный в 1997 году. Тогда ребята прошли по западной, до них не пройденной стене вершины Макалу – пятой вершины мира по высоте. До сих пор этот путь никто не повторил, но гора взяла свою жертву. Если на штурм шло 6 человек, то вернулось четверо. Капитан команды умер в районе вершины от сердечной недостаточности, а второй участник уже на спуске был убит падающим камнем. Нет худа без добра. С одной стороны хорошая погода позволила этой команде совершить то, что не позволяла другим. С другой стороны, слишком хорошая погода привела к тому, что камни начали оттаивать и падать там, где они раньше никогда не падали.
Чем альпинисты отличаются от туристов
Горные туристы несут в рюкзаках большой груз и проходят намеченный маршрут через перевалы и долины, по склонам и ледникам, проходя за десятки дней сотни километров. Если они и поднимутся на какую-нибудь вершину – то для собственного удовольствия, так как такая задача перед ними не ставится.
А вот у альпинистов покорение вершины – единственная задача. Вершиной, по альпинистским правилам, является то, что возвышается над окружающими склонами хоть на 200 метров. Если это условие выполняется, то вершина может носить собственное имя.
От горного туризма альпинизм отличается еще и тем, что в нем все регламентировано и самодеятельности значительно меньше. Мне в больших горах приходилось встречаться с группами горных туристов, находящихся в очень тяжелом положении.
Это произошло в 1974 году на Центральном Памире, на леднике Бивачный, на восток от пика Коммунизма – высшей точки страны. Кроме нашей команды было еще довольно много народа, поскольку экспедицию проводил центральный совет «Буревестник». И вот в какой-то момент сверху приходит человек и говорит: «Помогите нашей группе. Мы двух человек потеряли. Одного тащим, надо бы и второго забрать».
В разговоре выяснилось следующее. Группа горных туристов из Подмосковья вышли на маршрут. На второй день они потеряли рюкзак с примусом. Неделю шли на голодном пайке, то есть без горячей пищи, потом начали спускаться. Во время спуска погиб капитан, а вскоре и участник
Мы жили несколько дней с этими людьми и один из них, завлаб, кандидат наук, сказал мне однажды: «Когда мы спускались на Бивачный, я подумал, что там часто бывают альпинисты. Быть может, они оставили в отбросах что-нибудь съедобное и мы наедимся». Их команда явно не была готова к такому маршруту. На склон, по которому они спускались, ни одного альпиниста не затащишь – там такие ледовые глыбы висят! А ведь могли заранее посмотреть – есть перевал на маршруте или нет.
Наша команда свердловских альпинистов была чемпионом Союза 11 раз, из них 5 раз подряд. Это непревзойденный рекорд, поскольку страны больше нет. Так вот, мы осенью ставили задачу, зимой изучали литературу, готовились, тренировались, летом ехали и задачу решали. А тут люди вздумали гору шапками закидать. Бороться с природой бесполезно. Это ладно, если она позволяет нам в горах что-то сделать – хорошая погода, нормальные склоны. А если вдруг ветерок подует да сырой дождь пойдет, а потом все застынет. Вдобавок на высоте и кислорода маловато.
Что касается скалолазания, то, как вид спорта, он появился в СССР году в 1947-49. Тогда в одном из альпинистских лагерей начальник учебной части И. И. Антонович решил проверить техническую подготовленность самих инструкторов. Ведь скалы – это один из рельефов гор. Вот он и придумал правила, провел соревнования и постепенно эти проверки готовности превратились в отдельный вид спорта.
Инструкторы бывают разные
Хороший инструктор должен обладать даром предвидения и большим опытом. История, которую я хочу рассказать, произошла в 1966 году, когда я еще был начинающим альпинистом, значкистом, в лагере Талгар. По маршруту категории 2а шло отделение – инструктор, а с ним 8 человек начинающих спортсменов. По пути препятствие – ледовый склон под скалой. Инструктор подрубил ступени, не очень хорошие, и люди пошли в связках из двух человек – мужчина и женщина. В одной из связок девушка прошла, встала на страховку, а парень, преодолевая ступени, поскользнулся и полетел. Она его не удержала и поехала тоже. Хорошо, что веревка, которой они были связаны, захлестнулась за камень, торчащий из-подо льда и они остановились. Еще чуть-чуть – и начинался обрыв с отвесным падением.
Потом был разбор полетов. Инструктору сказали, что он должен был в данном случае натянуть перильную веревку и всех заставить пристегиваться. В лед не было забито ни одного крюка, через которые один член связки мог бы страховать второго, чтобы такого срыва не произошло. Инструктору указали на недоработки и эти ограничились. Ребята ведь не погибли. Они даже травм не получили. Им бросили веревку и вытащили.
И что в этом хорошего
Суть альпинизма в том, что когда ты стоишь на вершине, меняется твое восприятие мира – ведь ты на весь мир смотришь сверху вниз. И это необязательно должны быть Гималаи. Ты можешь подняться на любую гору, хоть на Чертово городище, и смотреть вниз на холмы, покрытые лесом. А чем выше поднимаешься, тем больше открывается перспектив. В горах нет ни комаров, ни оводов, отравляющих нам жизнь на равнинах. Вода там чистая, виды великолепные, цветы – пушистые эдельвейсы.
Раньше у нас шестерочных маршрутов не было. Они появились лет 30 назад, растет техническое снаряжение и средства заброски.
Преодолевать себя альпинисту приходится постоянно. В горах бывают моменты, когда приходится бороться за собственную жизнь. Но если в такие ситуации попадает команда или отдельный человек, значит, она была плохо подготовлена.
Чаще всего предельное напряжение группа испытывает при спусках, после многодневного восхождения, когда уже эмоциональный запас истрачен, победа над вершиной уже одержана. Особенно, когда спуск идет в плохую погоду, в темное время суток либо с большой высоты.
В 1984 году наша команда шла по склонам гигантского ледника пика Победы и сверху отпадывает маленькая часть карниза. Визуально он маленький – ничего страшного. Но при размере стены 2 км он цепляет что-то еще, мы увидели и вынуждены были бежать поперек движения этого ледового обвала и все равно нас накрывает этот обвал. Кто-то потерял рюкзак. Я успел воткнуть ледоруб и удерживая рюкзак спрятаться за него. Этот вал прошел, хорошо что все мы были в касках. А там летели куски с кулак, все были с синяками, но остались живы. Но наблюдатели, которые это видели со стороны, у одного открылась язва желудка.
Много раз ездили на Памир. Заброска вертолетом. Располагаешься обычно на краю вертолетной площадки. Хочется поставить палатку там, где уютней, ставишь ее на зеленую травку. По молодости, поставив палатку на травку, утором проснулись в луже воды. В Азии арыки работают ночью, а где зеленая трава – значит он питается водой. Вот и мы оказались в таком месте, которое затапливалось ночью. а днем не видно, все нормально.
Центральный Памир – воздух настолько прозрачен, что кажется, что к этой вершине ты придешь через несколько часов. А на самом деле надо день-два. Прямо на склонах встречали козлов, которые подпускали нас буквально на 20 метров – значит люди там не бывают
Тренировки начинающих альпинистов. Здесь больше приходится о них заботиться. Приходится из рюкзака доставать лишние рукавицы, даже свои отдавать, когда вижу, как люди замерзают, когда я вообще холода не ощущаю. Уровень подготовки совершенно различный.
Зимой мы совершали восхождение и перед нами шла группа ленинградцев. Когда мы подошли, они заняли узкое место, а мы наблюдали. Скальный гребень тут заканчивается, дальше начинается ледовый желоб, его надо по диагонали пересечь и выйти дальше на скалы. Запустили парня, он рубит ступени не сплошняком, а через метр, чтобы быстрей. Прошел метров 20, веревку зацепил за камень – перила готовы. Пошел другой, а поскольку ступени редкие. Он не может идти свободно и начал нагружать веревку. В какой-то момент он вырывает из склона камень, за который веревка была привязана и начинает падать вниз, а его догоняет этот камень. Но благо, что пролетает рядом с ним. потенциально могла быть два трупа, но первый отцепил от себя веревку и сидел на той стороне, ожидал, когда снимут.
Если сравнивать статистику утонувших и погибших в горах, то это несоизмеримые цифры. Тонут в сотни раз больше. Алкоголь у нас не принят, хотя в базовый лагерь все можно закинуть. На высотных восхождениях в зрелом возрасте перед сном чайную ложку. Чтобы быстрее расслабиться. Это такой объем, который и объемом не назовешь.