(495) 517-51-35
(495) 741-98-71
Здоровье и здоровый образ жизни

Сохранение и укрепление здоровья

Охрана и укрепление здоровья здоровых и практически здоровых людей является одной из приоритетных проблем российской системы здравоохранения, в соответствии с которой получает развитие принципиально новое направление деятельности - переход приоритетов от системы, ориентированной на лечение больных и реабилитацию инвалидов, к системе, основанной на формировании культуры здоровья и направленной на профилактику болезней.

Под охраной здоровья здорового человека понимают совокупность мер политического, духовного, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемического характера, направленных на оптимизацию условий для формирования, активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья, обеспечивающих снижение заболеваемости и увеличение популяции здоровых и практически здоровых людей.

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море 



Охрана и укрепление здоровья здоровых проводится в отношении граждан Российской Федерации - как абсолютно здоровых (5 - 7%), так и имеющих одно-двазаболевания в состоянии стойкой ремиссии(55-70%).В числе последних наиболее многочисленна часть населения с дизадаптационными явлениями, состоянием хронической усталости, явлениями утомления и переутомления, снижением умственной и физической работоспособности. Названные состояния при продолжающемся воздействии физических и социальных факторов с высокой вероятностью приводят к обострению основного заболевания, развитию сопутствующих.

Необходимость решения обозначенной проблемы в России по-прежнему остается весьма актуальной в связи с тем, что, несмогря на отдельные позитивные тенденции, показатели здоровья населения и состояние национальной системы здравоохранения в целом находятся на неудовлетворительном уровне. Это проявляется в крайне высоких показателях заболеваемости и смертности, низком уровне рождаемости, состояния здоровья матери и детей, качества питания, особенно незащищенных слоев населения, в углублении социальной дифференциации.

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

Потребность в системном решении проблемы, связанной с усилением мер по охране и укреплению здоровья здоровых в России, обусловлена еще рядом обстоятельств, к которым относятся:

z**необходимость обеспечения здоровой, активной и творческой жизни населения как основной задачи государственной социальной политики;

z** признание роли здоровья населения как трудового ресурса, стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества;

z** высокая экономическая эффективность профилактических программ (соотношение затрат и экономии достигает 1: 8);
z** необходимость ориентации на здоровье как социальное свойство личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональное долголетие, обеспеченную старость;

z** необходимость формирования культуры здоровья, широкого внедрения информативных методов самооценки и эффективных способов само-оздоровления как генеральной стратегии современной концепции охраны здоровья населения.

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

Социальный контекст рассматриваемой проблемы очевиден. Нельзя рассматривать проблему здоровья здорового человека вне социальной сути государственной политики в области здравоохранения.

Еще В советский период, при всех положительных достижениях отечественной медицины, преобладало так называемое болезне-центрическое устройство системы здравоохранения, в котором вопросы диагностики и лечения болезни существенно превалировали над профилактикой (особенно инфекционных заболеваний), активным сохранением и восстановлением здоровья. Несмотря на все достижения, в том числе в области медицины, образ жизни населения был пронизан экологическим, социальным и бытовым дискомфортом. Средства и орудия труда во многом были с эргономическими недостатками. Трудовая деятельность не была в полной мере обеспечена нормальным жилищем и сбалансированным питанием. Человек ценился ниже результата своего труда. Таким образом, здоровье в нашей стране для субъективного труда не было главной ценностью, отсюда и соответствующее отношение к нему со стороны ведомств и служб. В стране отсутствовал идеал здоровья как смысл бытия и общественного престижа нации в цивилизованном обществе.

В начальный период рыночных реформ этот кризис усилился. Он характеризовался критически низким уровнем состояния здоровья как детского, так и взрослого населения России, в частности, снижением численности населения, рождаемости, ростом смертности, сокращением продолжительности жизни, возрастанием числа хронических болезней. Стойкую тенденцию роста в России приобрели социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья населения (дез-адаптивные синдромы, социально-экологическое утомление и переутомление, стрессогенные заболевания). После болезней системы кровообращения вторыми в структуре причин смерти стали несчастные случаи, отравления и травмы. С каждым годом в структуре заболеваемости увеличивается общая доля невротических и психических расстройств. На протяжении многих лет общая тенденция к увеличению смертности населения страны обусловлена сверх-смертностью людей трудоспособного возраста.

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

Причины сложившегося на данный период положения многомерны. Здесь переплетены социально-политические доктрины прошлых лет, во многом перенесенные и в наше время. Так, охрана здоровья по-прежнему финансируется по остаточному принципу. Сохраняется пренебрежительное отношение к соблюдению государственных стандартов в области гигиены, токсикологии, радиационной защиты, эргономики, нормирования труда во вредных условиях производства. К этому добавляется слабая правовая и социальная защита трудового населения от проф-патологии, травм и отравлений на производстве вследствие несоблюдения гигиенических норм в школьных, детских, больничных учреждениях, в градостроительстве промышленных предприятий химического, нефтеперерабатывающего, атомо- и теплоэнергетического производства.

Однако более детальный анализ предпосылок к снижению уровня популяционного здоровья россиян показывает, что важное, можно казать, основное значение при этом имели накопившиеся проблемы в организации профилактической медицинской помощи населению. Не секрет, что в 80-егг. XX в. в нашей стране, по существу, сложился настоящий «культ» больных людей, на которых была ориентирована система здравоохранения и которым были адресованы почти все социальные и медицинские ресурсы. Больные и инвалиды, без особой дифференциации причин заболевания, получали льготы по предоставлению и оплате жилья, пенсионное обеспечение,санаторно-курортную помощь и т.д.

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

При этом игнорировался тот факт, что болезнь в значительной мере является результатом несоблюдения как государством, так и самими заболевшими общеизвестных санитарно-гигиенических требований. Безответственное отношение к ним было нормой жизни. Более 100 тыс. научно обоснованных медико-социальных стандартов для всех отраслей хозяйства, армии, учебных заведений выполнялись лишь на 30 - 40%. Отсюда не только высокие уровни заболеваемости, смертности, низкий уровень рождаемости, но и низкий уровень функциональных резервов здоровья у населения.

Анализ причин снижения уровня общественного здоровья в России не оставляет сомнений относительно того, что существующая система оказания медицинской помощи населению ориентирована главным образом на борьбу с уже возникшими заболеваниями и не способна радикально улучшить состояние здоровья населения нашей страны.

Именно этим и обусловлена необходимость разработки новой, адекватной сложившимся социально-экономическим условиям стратегии охраны и улучшения здоровья населения на основе формирования новой культуры здоровья и здорового образа жизни. Это особенно актуально сегодня, когда эпидемиологические, экологические и клинико-социальные исследования показывают следующую иерархию факторов, влияющих на здоровье; условия и образ жизни людей - 50 - 55%, состояние окружающей среды - 20 - 25%, генетические факторы -15-20%,а деятельность учреждений здравоохранения - не более 10 - 15%.

В популяционном масштабе уровень здоровья отображает усилия государства (общества) на воспроизводство населения, сохранение его трудоспособности, оказание медицинской помощи и восстановительное лечение, в том числе в условиях стихийных бедствий и техногенных катастроф. Здоровье как правовая категория есть мировоззренческое осознание ответственности человека за сохранение биосферы, экологической среды, эргономичности условий труда, обучения, физического воспитания. В рыночной экономике охрана здоровья перестает быть государственной монополией и переходит в область правовых взаимоотношений в системе «работодатель - работник». Новым для России социальным феноменом является то, что психосоматическое здоровье становится базовым свойством человека-индивида системе рыночных отношений.

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

Методологические основы системы формирования здоровья здорового человека. Рассмотренные предпосылки и обоснования необходимости формирования системы охраны здоровья здорового человека показывают, что новая методология охраны здоровья населения продиктована самой жизнью. Рост заболеваемости напрямую связан с экономическими упущенными возможностями, снижением профессионализма работников, хроническим истощением функциональных резервов организма, его адаптационно-защитных возможностей. Школой академика А.Н. Разумова были сформулированы главные черты заложенной в данной системе принципиально новой философии наращивания здоровья нации.

Речь идет о сильной здоровье центрической социальной политике государства как механизме экономического регулирования системы «человек - общество - государство».

Методология построения системы охраны здоровья населения должна учитывать, что в современном обществе все больше формируется твердая психологическая установка на здоровье как источник социально-экономического благополучия в условиях деловой конкуренции. При этом у людей все чаще отмечается внутренний страх перед болезнью как социальной дилеммой ввиду отсутствия средств на лечение и риска утратить независимость и стать обузой для близких, потерять конкурентоспособность. В связи с этим особая роль отводится системе медицинского страхования, но страхования здоровья, а не болезни. Иначе говоря, от примитивной схемы страхования на случай болезни следует перейти к дифференцированной системе страховых вкладов в зависимости от состояния здоровья, т.е. к системе, выгодной для здоровых людей, активно заботящихся о своем здоровье. Здоровье - это богатство, и оно должно быть таковым как в прямом, так и в переносном смысле.


Конечно, всегда сложности жизни оплачиваются прежде всего здоровьем. В этой связи охранять здоровье лучше всего путем минимизации сложностей личной и общественной жизни. К достижению этой цели есть два встречных пути, следующие друг другу навстречу: от государства к личности человека и от человека к государственным интересам в области охраны здоровья населения как фактора политической стабильности и национальной, безопасности. Отсюда новая социальная ориентация федеральной, региональной, взаимосвязанной муниципальной и единой здоровьецентрической политики, направленной на интеграцию интересов индивида и государства в сохранении и развитии здорового трудового потенциала, т.е. здоровья здорового человека. При этом экономические требования к здоровью не должны выполняться в ущерб культуры человека Отличительными чертами системы охраны здоровья здорового человека в области профилактической медицины являются применение технологий преморбидной диагностики и резервометрии, коррекция нарушенных функциональных состояний, которая находится в рамках нового направления медицинской науки и практического здравоохранения - восстановительной медицины.

Таким образом, объектом внимания ВМ являются функциональные резервы организма человека. Именно сниженные функциональные резервы, будь то в результате действия неблагоприятных факторов среды и деятельности у практически здоровых лиц или после болезни, на этапе выздоровления (ремиссии заболевания), определяют необходимость применения и выбор корригирующих технологий ВМ. Восстановительная медицина рассматривает организм человека вне так называемого нозологического подхода, оценивает главным образом его само-регуляторные способности и адаптивные возможности.

Для оценки и прогнозирования состояния функциональных резервов необходимо применять определенную классификацию и методические подходы. В клинической медицине с этой целью изучаются этиология, патогенез и клинические проявления заболеваний. Когда речь идет о до нозологических и преморбидных состояниях, целесообразно использовать методологические подходы теории адаптации.

В качестве критериев пониженных резервных возможностей организма А.Н. Разумов выделяет такие функциональные нарушения, как:

z ** гиперактивация проявлений, инициирующих стресс, прежде всего симпатоадреналовой системы;
z** сниженный потенциал антиоксидантной защиты и других стресс-лимитирующихсистем (простагландины, эндорфины, ГАМК и др.);
z** наличие стресс-повреждающихэффектов, прежде всего признаков деструкции клеточных мембран;
z** признаки невротизации личности;
z** нарушение психофизиологического статуса;
z** нарушение биологического ритма функциональных параметров;
z** нарушение рефлекторного ответа и энергобиоинформационные расстройства,
z** пониженная переносимость функциональных нагрузочных проб (физической нагрузки, гипоксической пробы, статокинетической пробы, вестибулярных нагрузок, ортостатической пробы, метаболических нагрузочных проб).

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

Впрактике массовых профилактических обследований населения можно использовать упрощенный вариант классификации, предложенный P.M. Баевским, по следующим четырем градациям:

1.1) удовлетворительная адаптация организма к условиям окружающей среды, достаточные функциональные возможности организма;
2.2) состояние напряжения адаптационных механизмов;
3.3) неудовлетворительная адаптация организма к условиям окружающей среды, снижение функциональных возможностей организма;
4.4) срыв адаптации («поломка» адаптационного механизма), резкое снижение функциональных возможностей организма.

Представленная классификация функциональных состояний одновременно является и шкалой для измерения адаптационного потенциала, определяемого не столько уровнем активности функциональных систем, сколько их функциональными резервами и степенью напряжения регуляторных систем. Степень напряжения при этом может быть охарактеризована показателями вегетативного гомеостаза, а также иммуно-биохимическими параметрами метаболизма и его регуляции.

Несмотря на кажущееся множество различных способов оценки функционального состояния человека и оздоровительных технологий, ученые по унифицированным методикам донозологической диагностики и коррекции функциональных нарушений пока не достигли согласия в этом вопросе. Вероятно, это следствие отсутствия единых требований к их разработке с позиций доказательной медицины, а также стандартов контрольно-разрешительного регламента по их внедрению в практику.


Кроме того, как известно, донозологическая диагностика должна отвечать определенным медицинским, социальным и экономическим требованиям, должна быть экспрессивной, неинвазивной, фундаментально обоснованной и достаточно широко апробированной.

Основные положения Концепции и Отраслевой программы охраны здоровья здоровых в Российской Федерации. Для реализации указанных положений здоровье центрической модели системы здравоохранения были разработаны и приняты упомянутые Концепция и Отраслевая программа охраны здоровья здоровых в Российской Федерации, акцентированные на сохранении здоровья здорового человека.

Обобщая международный и отечественный опыт развития здравоохранения, Концепция интегрирует современные подходы в использовании системного анализа, который дает огромные возможности в оценке функциональных резервов и донозологической диагностике в соответствии со стадиями развития адаптационного синдрома.

Целью Концепции охраны здоровья здорового человека в Российской Федерации является создание системы формирования, активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья людей, реализации потенциала здоровья для ведения активной производственной, социальной и личной жизни, снижения темпов старения, преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения,

увеличения средней продолжительности и качества жизни, улучшения демографической ситуации в стране.

Основными задачами Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации являются:
z** разработка перспективных и увеличение объема существующих оздоровительных мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний;

z** укрепление, сохранение здоровья, сокращение сроков восстановления здоровья (сниженных функциональных резервов) путем внедрения в практику здравоохранения современных методов экспресс-диагностикии комплексных оздоровительных технологий с использованием всего арсенала немедикаментозных средств;

z** развитие и сохранение трудового потенциала страны, реализация человеком своих способностей, формирование и сохранение профессионального здоровья, профессионального долголетия; ,

z** увеличение продолжительности жизни населения за счет поддержания резервов здоровья и здоровьесберегающих технологий путем сокращения заболеваемости и травматизма, предупреждения преждевременной и предотвратимой смертности, в первую очередь в трудоспособном и детском возрасте;

z** улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья;

z** определение способностей, индивидуальности, формирование личности человека, мотивации к труду и здоровому образу жизни, уверенности в своем здоровье для достижения высоких результатов;

z** обеспечение межведомственного и многоуровневого подходов в вопросах повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни.

Принципами реализации Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации являются:

zв доступность мероприятий по экспресс-оценкесостояния здоровья и оздоровлению населения, независимо от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства,

zв приоритет оздоровительных и профилактических мер в области общественного здравоохранения;
zв непрерывность оздоровительных мероприятий в течение всей жизни человека;
z** ответственность человека за свое здоровье и здоровье своих близких;
z** реализация внутренней гармонии физического, психического, духовного состояния человека, а также гармонии с экологической и социальной средой;

zв направленность на количественную оценку резервных возможностей организма и их коррекцию для реализации человеком потенциала здоровья;

z** консолидация действий органов исполнительной власти всех уровней, организаций и граждан по формированию и реализации комплексных программ охраны здоровья здорового человека;

zв многоуровневый подход к организации оздоровительных и профилактических мероприятий с учетом как общих потребностей населения страны в целом, так и специфических потребностей населения различных регионов, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп,

zв единство всей системы охраны здоровья, независимо от территориальных и ведомственных разграничений;
zв единство медико-профилактической,оздоровительной и экономической эффективности системы охраны и укрепления здоровья здоровых.

zОсобенностями Концепции являются:
zв наличие положения о личной ответственности человека за свое здоровье и здоровье своих близких;

zв индивидуальный подход к человеку как с точки зрения индивидуально-конституциональныхособенностей, так и результатов количественной оценки резервных возможностей организма;

zв ориентация на создание условий для внутренней гармонии физического, психического, духовного состояния человека, а также гармонии с экологической и социальной средой;

zв внедрение в практику профилактической медицины целого арсенала испытанных
оздоровительных технологий;

zи нацеленность на оценку и реализацию потенциала здоровья, Речь идет не только и даже не столько о снижении труднорассчитываемого ряска развития заболеваний, сколько о контроле и оптимизации адаптивных (регуляторных) возможностей человека;

zи ориентация на создание мотивации на использование оздоровительных технологий в течение всей жизни человека;
z** наличие духовной составляющей, т.е. направленность на формирование культуры здоровья.
Отраслевая программа охраны здоровья здоровых в Российской Федерации предусматривает следующие пути реализации Концепции:

1.1) нормативно-правовое обеспечение;
2.2) организацию управления деятельностью;
3.3) кадровое обеспечение;
4.4) нормативно-технологическое обеспечение строительства и размещение кабинетов и центров здоровья;
5.5) информационное обеспечение и управление Программой;
6.6) научное обеспечение внедрения системы охраны и укрепления здоровья здоровых.

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

Нормативно-правовое обеспечение предусматривает разработку нормативно-правовой документации, создание системы охраны и укрепления здоровья здорового человека, включая все необходимые ее составляющие: структуру профильных организаций и подразделений, табель оснащения, стандарты оздоровительных услуг, ресурсное обеспечение, подготовку кадров, порядок финансирования и взаимодействия со страховыми компаниями, преемственность с другими службами и организациями системы здравоохранения.

Предполагается разработать отраслевые стандарты и систему управления качеством на медико-профилактические и спортивно-оздоровительные услуги в системе охраны здоровья здоровых людей.

Планируется:
z** разработать и утвердить в установленном порядке положения о лицензировании деятельности, аккредитации учреждений и сертификации услуг и аттестации специалистов;

z** разработать и утвердить систему государственной статистики в сфере охраны здоровья здоровых;
zт обосновать нормативно-правовую документацию; * разработать лечебные программы по охране профессионального здоровья работающего населения;

z** разработать требования и утвердить нормы использования не медикаментозных средств и методов коррекции в целях охраны здоровья, а также отраслевых стандартов услуг в сфере охраны здоровья здоровых;

zи разработать штатную структуру, перечень методик, технологий и оборудования для типового кабинета и центра здоровья здорового человека;

zв разработать формы предоставления оздоровительных услуг на основе положений добровольного медицинского страхования;
zн разработать системы обязательного медицинского страхования рисков утраты здоровья и финансирования оздоровительных мероприятий из бюджета ФОМС и ФСС.

Организация управления деятельностью в системе охраны и укрепления здоровья здоровых. В целях оптимизации организационно-технологического обеспечения системы охраны и укрепления здоровья здорового человека, а также других лечебно-профилактических учреждений страны предусматривается комплекс мероприятий, в частности:

zя внедрение информационных технологий и создание базы данных учреждений в сфере охраны здоровья здоровых и оказываемых ими услуг;

z** разработка и обоснование нормативно-правовой документации на создание федерального и региональных институтов здоровья, предложений по системе государственного заказа и внедрению научно-технической продукции и методик высоких технологий (в том числе теле-медицины) в практику работы учреждений, задействованных в сфере охраны здоровья.

zи организация кабинетов и центров здоровья в системе охраны здоровья здоровых;
zа внедрение мониторинга здоровья и создание базы данных о резервах здоровья здорового человека;
z** разработка базовых критериев эффективности и показателей деятельности, экономического стимулирования медицинских работников системы охраны здоровья здорового человека и медицинской профилактики;

zв разработка положений и организация введения Всероссийского реестра оздоровительных технологий;
z** проведение конкурса среди отечественных и зарубежных производителей диагностических и оздоровительных технологий


Кадровое обеспечение системы охраны и укрепления здоровья здоровых предполагает комплекс мер по совершенствованию технологии подготовки преподавателей и специалистов в области системы охраны и укрепления здоровья здорового человека (врачей и сестринского персонала) и повышению их квалификации, расширению диапазона профессиональной деятельности и спектра предоставляемых медицинских услуг в рамках новой основной специальности «Врач восстановительной медицины». В частности, планируются:

z** разработка и апробация системы аттестации, сертификации и лицензирования врачей восстановительной медицины;
zв разработка профессиональных стандартов для всех уровней деятельности по охране здоровья здоровых;
z** создание образовательных программ с современным научно-методическимобеспечением;
z** совершенствование учебных и учебно-методическихматериалов по охране и укреплению здоровья здорового человека для образовательного процесса и использования в практической деятельности.

Нормативно-технологическое обеспечение строительства и размещения кабинетов и центров здоровья. В целях снижения затрат на внедрение системы охраны и укрепления здоровья здоровых Программа предусматривает максимальное использование имеющихся мощностей и лишь при необходимости и возможности - развертывание новых. Вместе с тем введение системы охраны и укрепления здоровья здоровых, изменение медико-технологических процессов и расширение функций и роли существующих лечебно-профилактических учреждений потребуют развития материально-технической базы за счет дооборудования, изменения планировочной структуры, реконструкции действующих учреждений и строительства новых, в том числе офисов (кабинетов, центров здоровья) системы охраны и укрепления здоровья здоровых. В связи с этим необходимо разработать нормативно-техническую базу, проектно-конструкторскую документацию на развертывание, размещение кабинетов и центров здоровья здорового человека в соответствии с современными требованиями.


Программа предусматривает на основе проведения научных и научно-проектных работ создание пособий по проектированию современных, новых и реконструируемых территориальных центров и отделений медицинской профилактики,санаторно-курортных учреждений, центров спортивной медицины и физкультурных диспансеров, поликлиник, медицинских подразделений в образовательных учреждениях и на предприятиях с вариантами проектных решений для разных градостроительных ситуаций.

Согласно Программе в каждом из субъектов Российской Федерации должны быть созданы и оборудованы головные региональные центры здоровья, включающие:

z** диагностический комплекс; 
zи оздоровительно-реабилитационный комплекс;
z** учебно-методический отдел.

Информационное обеспечение и управление Программой. Предусматривается создание системы информационного обеспечения населения и медицинских работников по проблемам системы охраны и укрепления здоровья здоровых, ее организационно-методическим,медицинским и социальным инновациям (с использованием электронных и иных средств массовой информации).

Научное обеспечение внедрения системы охраны и укрепления здоровья здоровых предполагает формирование целого комплекса научно-методических основ решения проблем внедрения системы охраны и укрепления здоровья здоровых, проведение научных исследований, в том числе:

z** разработку и апробацию методологии и системы оценок медицинской и социально-экономической эффективности внедрения на территории субъектов Российской Федерации системы охраны и укрепления здоровья здоровых;

z** создание комплексных программ по совершенствованию имеющихся и разработке новых технологий в сфере охраны здоровья здоровых;

z** разработку индивидуальных программ оздоровления и медицинской профилактики;
z** создание системы доказательной восстановительной медицины, разработку единых критериев эффективности оздоровительных услуг на основе унифицированных диагностических технологий;

z** научное обоснование и разработку оптимальной структуры детских оздоровительных организаций (школ здоровья, оздоровительных лагерей и др.).

Согласно прогнозам, реализация Программы позволит повысить медицинскую и экономическую эффективность отечественного здравоохранения, в том числе центров восстановительной медицины и реабилитации, центров и отделений медицинской профилактики, санаторно-курортных учреждений, центров спортивной медицины и физкультурных диспансеров, поликлиник, медицинских подразделений в образовательных учреждениях и на предприятиях.


Выполнение Программы заложит основу дальнейшего развития системы охраны и укрепления здоровья здоровых в Российской Федерации, повсеместного перехода на прогрессивные ресурсосберегающие модели развития системы первичной медико-санитарной помощи населению, построенной на принципах системы охраны и укрепления здоровья здоровых, и, как следствие, повышения потенциала здоровья населения

Курортное дело органически сочетается с разработанным в рамках восстановительной медицины подходом к активизации первичной профилактики болезней и перенесения акцента с лечения уже сформировавшейся патологии на формирование здорового образа жизни. Санаторно-курортные организации могут стать важным звеном в реализации Концепции охраны здоровья здоровых. Поэтому наряду с уже сложившимися лечебными подходами в рамках санаторно-курортной системы все большее развитие получает оздоровительное направление.

Оздоровление - раздел восстановительной медицины, направленный на повышение функциональных резервов и адаптивных возможностей человека, предупреждение заболеваний и улучшение качества жизни у лиц, ослабленных в результате действия неблагоприятных факторов среды и деятельности или имеющих функциональные преморбидные состояния.

Ветитнев А.М., Журавлёва Л.Б

Назад в раздел

Задайте вопрос...