Публикуется по согласованию с автором И.В. Бормотовым
Экскурсии по Адыгее от 1,5 до 4 часов ежедневно
Гора Физиабго 992 метра над уровнем моря в переводе с адыгского, как злая сварливая женщина – это горный узел с которого берут начало реки Мешоко, Камелюк, Средний Хаджох и Шушук. Это еще центр паломничества на Западном Кавказе. В недавнем прошлом верующих, казаков и монахов, в настоящем туристов и верующих.
Здесь расположен самый высокогорный населенный пункт Республики Адыгея – поселок Победа и древний монастырь. Здесь удивительное место для отдыха. Здесь царит тишина и душевное спокойствие. Вокруг только высокие горы, да целебный воздух. Сюда нас тянет как магнитом, и мы благодарностью судьбе воспринимаем это притяжение.
Поздняя осень в этом году подарила нам целую декаду по-летнему тёплых, залитых ярким солнцем, безветренных дней. Природа словно замерла, затаила дыхание и загрустила, задумчиво и долго.
Украсив землю разноцветным ковром из опавших листьев, она тихо грустит в такт мелодии своей души. Парящая в мире грёз природа нежно шелестит листвой, извлекая тонкие еле уловимые мелодии цвета и звука, придавая всему величественность, теплоту и нежность.
И мы тоже погружаемся в сонную осеннюю негу, растворяемся в дымчато-розовом безмерном пространстве, с благоговением впитывая в себя цветовую гамму осеннего безмолвия.
Приятные ласкающие лучи солнца согревают наши лица, как бы приглашают обратить свой взор к югу, к горизонту высоких и белоснежных гор, туда, где пылающий рубинами закат нежно припорошил в розовые тона первый осенний снег, посеребривший суровые скалы.
Туда, где грань зимы и осени отчётливо видна, где дикая тайга, окутанная позолотой, круто спускается по склонам, любуется своим отражением в зеркальной глади горных рек и озер.
Туда, где всего лишь раз в году живые краски осени сочны и многогранны, играя в лучах солнца, создают восхитительные бередящие душу переходы, вызывая ощущения блаженства, гармонию музыки и цвета.
И все же мы решаемся, забросив все дела перед долгой снежной зимой встретиться с чудной красотой осени в святых местах. Посетить одну из самых привлекательных глубинок Адыгеи - Свято-Михайловскую Афонскую Закубанскую мужскую общежительскую пустынь.
За поселком Каменномостским, преодолев серпантин горной дороги, мы оказываемся в самом высокогорном селении Адыгеи.
Тихое и уютное место, в стороне от больших дорог, волею судьбы и бога, горное селение Победа, с одной единственной гравийной и ухабистой улицей, поднялось высоко над окрестными станицами и хребтами.
Крохотное, саманно-деревянное, с побеленными известью стенами хат, оно как ласточкино гнездо прилепилось к подножью высокой горы и радует глаз путешественника своей изысканной красотой окрестной природы.
Осенние цветы облепившие палисадники, деревья почти сбросившие листву, да блистающая на солнце белизна свежевыпавшего снега в высоких горах контрастно подчеркивают время года.
По привычке неутомимый, ищущий взгляд путешественника останавливается на возвышающейся над поселком скально-лесистой гряде. Это гора Физиабго.
Решили не спеша, прогуливаясь между раскидистыми монастырскими липами и наслаждаясь чистым лесным воздухом подняться на вершину горы.
Времена живой монастырской жизни, ухоженных садов и полей, уютных беседок, богатого убранства храмов постепенно возвращаются в нашу обыденную жизнь. Мы не спеша, прогуливаемся под пологом старинной рощи монастыря, высматривая еле заметные приметы некогда процветавшей здесь христианской цивилизации.
Древние обветшалые монастырские постройки из почерневших от времени, замшелых тесаных камней, наводили уныние.
Подошли к монастырской стене. В расщелинах, сложенной из каменных плит грубой неотесанной кладки, уже вырос мелкий березняк. Прикоснувшись к шершавым камням ладонями, мы вдруг почувствовали, как от них повеяло глубокой стариной древнерусского духовного христианского мира.
После закрытия монастыря и уничтожения его святынь, расположился здесь дом инвалидов, затем детская воспитательная колония и турбаза. Но не прижились они в святой обители, не получили развитие и одобрение людей. Турбазу «Романтика» планируют дальше развивать по соседству с монастырем или в верховьях реки Фарс.
Особенно заманчиво нам, оказалось посетить лабиринты подземных ходов монастыря и подземный храм. Там глубоко внизу, от зажженных восковых свечей, ладана и произнесенной молитвой, вдруг неожиданно начал заполняться искрящимся свечением купол подземной церкви, озаряя живым светом подземное пространство и создавая атмосферу таинственности и неописуемого торжества.
Мы поражены этим свечением и с трепетом замираем в ожидании чуда. Зайдя в лабиринты подземелья монастыря, вдруг начинаешь ощущать всем своим существом чудодейственную ауру намоленной святой обители.
Загадочные надписи на стенах подземелья, как древние рунические письмена закопчены пламенем факелов. Вырубленные в скальном грунте кельи для моления с каменными рамками для икон, прохлада земли и непроглядная стена мрака погрузили нас в глубокое раздумье о сущности человеческой.
В отблеске горящих свечей, вдыхая сладкий аромат ладана, мы молча стояли и думали о тех, кто сотворил это подземное святилище, соединив лабиринтами подземных ходов, все храмы монастыря. Казалось в этих сырых и темных стенах переходов витает дух христианства средних веков, который так будоражит наше воображение.
Выйдя на поверхность из подземного храма, мы направились к святому роднику на вершине горы Физиабго, на поклон и с надеждой на исцеление. Здесь уже многое изменилось. Древняя каменная кладка родника украшена крестом и иконостасом. Поставлены лавочки и столик. Построена купальня с водой святого источника. Теперь люди смогут сюда приходить и исцеляться от недугов.
Поклонившись святому источнику, напившись и искупавшись в чудодейственной воде, мы поднялись на вершину горы Физиабго, на площадку разрушенного храма. Здесь с высоты почти в тысяча метров над уровнем моря, открылась изумительная панорама гор и ущелий.
Глубоко внизу тонкой стрункой вытянулись освободившиеся от листвы, пирамидальные тополя. Грозно и дико темнело узкое, скальное ущелье реки Фарс. В дымчато-синей дали под кромкой белых гор плавали и курчавились клочковатые облака.
Мы стояли на вершине горы и любовались дивной красотой природы, очищенные молитвой в храме и окропленные святой водой источника.
В душе у нас зарождался восторг и восхищение от увиденной и прочувствованной красоты природы и святости, одного из самых прекрасных уголков родной Адыгеи.
Вечерело. Сонную тишину гор нарушил мелодичный звон колоколов, доносившийся с высокой четырехъярусной колокольни монастыря – это священнослужители созывали прихожан на вечернюю молитву.
Окинув еще раз восторженным взором дальние панорамы гор в пламенеющем закате, мы стали спускаться вниз сквозь россыпи черных, с бирюзовым отливом волчьих ягод. Они тоже отражали свет заката и горели словно бусины гранатового ожерелья.
И вот уже вечерний костер устремил свои огненные всполохи в бездонное звездное небо. Мы счастливы. Мы делимся впечатлениями необычного, ярко прожитого дня. Мерцая в отблесках раскаленных углей, благоухают аппетитным запахом сочные, с поджаристой корочкой шашлыки. Красное вино в свете костра пламенеет и искрит звездочками рубинов. Вызывает нестерпимое желание опробовать чудный нектар, не дожидаясь готовности кострового блюда.
Под терпкий запах опавшей листвы, в тишине увядающей природы, мы говорим, друг другу приятные и возвышенные слова, беседуем о том, что услышаны наши просьбы и сегодня подарен нам потрясающий по красоте осенний день, позволивший общение с природой.
В ночной тиши на свет нашего костра пришел монах. Как-то еще не привычно для нас его черное, до самых пят одеяние. Мы просим рассказать монаха историю монастыря. Вот, что он нам поведал.
Хотя в настоящее время монастырь сильно разрушен, он по-прежнему является святым местом для православных верующих в Адыгее и за ее пределами, наследием русской духовной культуры. До Великой отечественной войны в монастыре разместили дом инвалидов, затем, когда фашисты вывезли и расстреляли инвалидов, там разместили детскую воспитательную колонию, а после нее турбазу «Романтика», с конными и пешеходными маршрутами.
Ежегодно потоки туристов и экскурсантов стремились посетить эти края, их интересовала не только уникальная природа гор Адыгеи, но и история создания обители, образ жизни казачьего населения и жизнь обитателей монастыря. Им хотелось, чтобы о многовековых и добрых традициях наших предков знали дети, берегли и сохраняли культурное наследие великого народа.
В 2002 году был юбилей монастыря. Тогда исполнилось 125 лет со дня основания Михайло-Афонской Закубанской пустыни Ставропольской епархии. Вот краткая история создания и существования обители, дошедшая до наших дней.
В 1887 году в первом построенном храме имени святого Архистратига Божия Михаила, впервые затеплилась лампада иноческой жизни, озарившая своим тихим светом горы Кавказа.
Зарождение идеи возведения монастыря в Майкопском уезде Кубанской области датируется 1874 годом. Связано это было с приездом благочестивейшего государя императора Александра Николаевича, посетившего кубанские земли с государственной миссией, нацеленной на скорейшее завершение кровопролитной Кавказской войны.
Мирная жизнь пробудила в казачестве исконно русское стремление к паломничеству в монастыри. Переходы казаков Кубани и Северного Кавказа на южный склон к монастырям Пицунды осложнялись их отдаленностью и сложностью перевалов.
31 мая 1877 года главное управление наместника Кавказа уведомило начальника Кубанской области о разрешении наместника на основание монастыря. Он согласился с тем, что окрестности горы Физиабго глухие, дикие, ненаселенные, а постройка иноческой обители послужит поддержанию православия и оживления данной местности.
19-20 октября 1877 года межевым управлением Кубанской области по предложению казаков было отведено 350 десятин их земли для будущего монастыря. Официально монастырь был учрежден Указом Святейшего Правительствующего Синода 13 августа 1883 года и наименован Свято-Михайло-Афонской Закубанской мужской общежительской пустынью. Составляющая названия «Михайло» - дана в честь святого Архистратига Михаила; «Афонская»- потому, что первыми ее строителями и поселенцами были иноки со святой горы Афонской, «Закубанская» - по месту нахождения за рекой Кубанью. Монастырь возведен, как памятник всем погибшим в Кавказской войне, в знак примирения горцев и русских.
Казаки окрестных станиц активно помогали в строительстве монастыря. Они приносили пожертвования деньгами, вещами, инструментом, хозяйственными принадлежностями, помогали своим трудом, завозили стройматериалы, дарили скотину и пчел.
С началом богослужения в обители, в нее хлынул поток богомольцев. Они, охотно помогали в строительстве, таскали камни на гору Физиабго. На вершине горы был возведен прекрасный Преображенский каменный храм. Сияющий своими золочеными куполами, он виднелся на десятки верст в округе.
Среди монастырской братии имелись искусные мастера по обработке и укладке камня, живописи, столярного, плотницкого, слесарного, токарного и кузнечного ремесел. Все это при сравнительно незначительных денежных затратах, позволило а короткий срок возвести необходимые для обители сооружения: храм, странно-приемный дом, корпус для братии, хозяйственные постройки
В 1883 году Святейший Синод дал благословление на самостоятельное существование обители, присвоил ей желанное для братии название и утвердил строителя Мартирия в звании настоятеля, с произведением его в сан архимандрита.
О монастыре сложилась добрая слава по всему краю. Сюда спешило разнородное население Кавказа для духовных подвигов, с целью поговеть, и причаститься вдали от житейских дел.
В монастырь старались поместить своих сыновей благочестивые люди, для воспитания их в духе святой веры и христианского образа жизни, также для приучения к труду, с целью овладения грамотой, знаний по искусству и ремеслам.
Величайшей святыней храма, предметом особого почитания, привлекающим в обитель паломников, были частицы животворящего креста Господня и частицы мощей 36 угодников божьих, благоговейно хранившихся в особых драгоценных ковчегах на престоле храма.
Среди мощей угодников божьих были частицы нетленных останков святого пророка и предтечи Господня Иоанна, Святого Амвросия Медиоланского, Священномученика Харлампия.
Останки святого великомученика Георгия Победоносца, почитаемого местными горцами, иногда привлекали в Успенский храм обители мусульман ближайших горских поселений
Уровень и масштабы построек по тем временам были достаточно велики. В особых зданиях помещались библиотека, больница, аптека, школа, баня. Лечение и обучение проводились бесплатно. Для обеспечения монастыря, помимо жилых помещений, имелось много хозяйственных построек, были свои свечной, кирпичный, известковый, камнерезный, швейный, шелкопрядильный, винодельный, маслосыродельный, кожевенный заводы. Во главе каждой отрасли ставился инок-специалист, основательно знающий ее. Кроме заводов, в монастыре создавались и разные мастерские. Столярная, плотницкая, слесарная, кузнечная, токарная, просфиропекарная, иконописная, сапожная, резчиков по дереву и позолотчиков.
Для безбедного существования братия вела разумное хозяйство, приобретались земледельческие орудия и машины, много рабочего и домашнего скота. В хозяйстве монастыря насчитывалось свыше 200 лошадей, более 100 рабочих быков, 50 верблюдов, свыше 100 дойных коров, до 200 породистых свиней, более 300 ульев. Кроме этого, выращивались прекрасные фруктовые и тутовые сады, виноградники, имелись теплицы, возделывались поля, уютные аллеи и цветочные клумбы украшали дорожки монастыря.
Для снабжения водой монастырские жители смонтировали водовод и сделали водосборный бассейн, для удобства приезжающих проложили хорошие экипажные дороги, оборудовали горные тропы паломников и освятили родники. Словом, в отдаленном горном местечке было все продумано и организовано для удобного и духовно богатого проживания человека.
Сегодня добрый опыт предков, вызывает интерес не только у паломников, но и туристов, приезжающих сюда со всех уголков огромной России. Здания монастыря, в которых располагалась турбаза «Романтика» Президентом Республики Адыгея Совменом Х.М. переданы Православной церкви, активно обживается иноками, ведется интенсивный ремонт и восстановление зданий и храмов обители, возобновлены службы и моления, собирающие большое количество прихожан из Адыгеи и Краснодарского края. Благодарность и низкий поклон президенту республики выразил монах. И к нему мы в этом искренне присоединяемся.
Другие статьи о природе
Пресса о туристических маршрутах
Общие сведения о Республике Адыгея
Станица Даховская, река Дах, водопад Манькин шум
Крестик-турист - самая глубокая пещера России
Горно-пешеходные туры в России