Интервью директора турфирмы

Тенденции развития современного туризма
Беседовала Юлия ТИНГАЕВА 
Редактор журнала "В2В "

Внутренний туризм, так популярный в советские годы, сегодня переживает не самые лучшие времена. На общем фоне «бума» в ассортименте туристических предложений, самих любителей эталонных видов туризма больше не становится. Неужели «лесная романтика» скоро канет в Лету? О тенденциях современного туризма, организации и реализации туров, читайте в интервью журнала В2В с Борисом Вислогузовым, директором турфирмы «СВ-Астур».

В2В: Борис Валентинович, сравнивая современный туризм с туризмом эпохи СССР, какие отличия Вы можете выделить?

Б.В.: Первое, что бросается в глаза – внутренний туризм стал значительно менее массовым, чем в годы Советского Союза. Это обуславливается тем, что в СССР были закрыты государственные границы и у советских граждан не было возможности выбора места отдыха. Советский туризм был самым массовым в мире и дотировался государственными профсоюзами.
Конечно, тогда было меньше комфорта, а сегодня мы стараемся идти навстречу потребностям и спросу, создавая гораздо более удобные и комфортные туры, чем при советской власти. Массовость страдает и потому, что люди стараются ездить за границу, конкурировать с которой сложно: цены там ниже, но зато и нет аналогов российским турам.
Только категорийные (сложные) маршруты можно еще сравнивать, а вот аналогичного массового туризма ниже первой категории сложности там нет.

В2В: Существует ли конкуренции на рынке фирм, занимающихся продажей туров активного туризма?
Б.В.: Конкуренция очень слабая. Как правило, если приходит на рынок новая турфирма, то года два, не успешно пережив период становления уходит с рынка. Существуют лишь несколько турфирм, которые твердо стоят на ногах, и это те, кто работает уже более 10 лет. Серьезных новичков пока не видно, да и вряд ли на рынке останется более 10% из тех, кто сейчас пытаются войти в него.

В2В: А сотрудничество с другими турфирмами несет какие-нибудь перспективы в развитии?
Б.В.: Пока достаточно туманные, так как продавать такие туры сложнее, чем пляжный отдых и экскурсионные туры. Нужно владеть большим объемом информации и знать специфику каждого конкретного маршрута, поэтому и хорошо продавать могут только те менеджеры, которые сами являются туристами: не путешественниками, не пляжниками, а именно туристами. Таких специалистов в турфирмах практически нет. 

В2В: Борис Валентинович, а каковые сегодня тенденции спроса на туры активного туризма?
Б.В.: Сейчас после кризиса спрос падает, но до кризиса был стабильный рост. 


В2В: И как Вы оцениваете дальнейшее развитие спроса?
Б.В.: Мне хочется верить, что в этом году падение спроса остановится, и в следующем начнется снова рост. На сезон 2011 года, рост я не прогнозирую.
В2В: А на какой вид туризма спрос больше?
Б.В.: На первом месте пеший туризм и сплавы – они пользуются большей популярностью, затем по уровню спроса идут конные, далее – комбинированные туры (конно-водные), на последнем месте – велосипедные. В2В: А почему велосипедный туризм сегодня не популярен?
Б.В.: Причин может быть несколько. К примеру, один мой знакомый, директор турфирмы в Угличе, пытался организовывать такие туры. Велосипеды окупились через три года, и к тому времени как раз пришли в негодность. (Убрал часть абзаца) 

В2В: В последнее время можно встретить термин «молодежный туризм». Что он обозначает?
Б.В.: Молодежный туризм – чисто журналистский слоган. Я это словосочетание использую только в качестве маркетинговой уловки. Молодежного туризма не существует, и нет ни одной официальной бумаги по этому виду туризму. К примеру, в наших турах принимают участие лица от 5 до 80 лет. Чисто молодежные группы бывают очень редко, да и набрать группу по возрастному составу невозможно. Если у нас 12 заездов за сезон, то, продавая первую путевку, мы не можем знать, какой состав будет в 5 или 11 группе. Таким образом, ни формально, ни фактически молодежного туризма нет. 

В2В: А какие сегодня самые популярные места для активного туризма?
Б.В.: Самые популярные и массовые сегодня – сплавы в Карелии. На втором месте – Юг России (Адыгея). Далее – Алтай, затем – Урал, Байкал и Камчатка.

В2В: Организовывая тур и маршрут, какие детали необходимо учитывать?
Б.В.: Безопасность, комфорт и возможный уровень спроса на этот тур. К примеру, идея нашей фирмы – легкий рюкзак, т.е. мы делаем облегченные туры с максимальным комфортом. Почти все туры с ночевками в приютах, а продукты мы забрасываем вертолётом, доставляем внедорожной техникой или на лошадях, стараясь максимально облегчить жизнь туриста. 


В2В: А остальные компании идут по тому же пути?

Б.В.: Жизнь заставляет идти в этом направлении, так как туры с тяжелым рюкзаком пользуются слабым спросом. Люди не хотят носить тяжести за свои же Деньги. В самодеятельном туризме еще таскают, но и там массовость падает: никто не хочет ходить два раза в неделю в турклуб, два раза в месяц на полевые занятия, в любое время года ночевать в палатке. Таким образом, никому сегодня не хочется и некогда заниматься, чтобы потом пойти в категорийно сложный поход. 

В2В: «Большой» туризм – это туризма профессионалов?
Б.В.: Туризма – это, прежде всего, вид спорта - групповые походы, как определяет его словари. Как и любой спорт, туризм может быть массовый и «большой». Массовый – походы первой и ниже первой категории сложности, а «большой» – первой в выше первой категории сложности. Выше шестой категории – это уже экстремальный туризм, который законом запрещен в нашей стране. 

В2В: А каковы особенности маршрута 1-6 категории «большого» туризма?
Б.В.: Говоря о пешеходном или горном туризме, то это километраж, количество и категорийность перевалов. В водном туризме – километраж и количество порогов разной сложности. 

В2В: С какими проблемами можно столкнуться в организации маршрута?
Б.В.: Проблемы есть. (убрал два предложения). Если взять конкретно наш случай, то Адыгея, в которой мы организуем маршруты, единственный субъект Федерации, которые не имеет прямого авиационного и железнодорожного сообщения со столицей. Таким образом, встает проблема удобного транспортного сообщения. Мы боремся с ней более 10 лет, и пока безуспешно. 

В2В: А вообще, подобная проблема оказывает влияние на продаваемость тура?
Б.В.: Оказывает, конечно. Клиент едет в Карелию 14 часов без пересадок, его там встречают у вагона, сажают в автобус и везут к началу тура. На Юге России, Алтае, Байкале и Урале сложнее: не каждый клиент захочет добираться с несколькими пересадками. 

В2В: Если предположить, что транспортное сообщение будет налажено, то каким будет результат?
Б.В.: Карелия и Адыгея по массовости как минимум бы сравнялись. В Адыгее памятников природы, ландшафтных и климатических зон больше, большой плюс – близость тёплого моря, маршруты горы + море пользуются повышенным спросом. Да и Юг России был бы Более массовым, если бы не было террористической напряженности, хотя реально, например, в Адыгее значительно безопаснее, чем в Москве. 

В2В: То есть подобный негатив тоже оказывает влияние на реализацию тура?
Б.В.: Да, порой нам то мешает, то помогает то, что люди плохо разбираются в географии. Многие путают Адыгею с Дагестаном и Абхазией, потому что созвучные названия, Ставропольский и Краснодарский край. Кавказ и юг России приравнивают к Чечне. Выручает то, что мы работаем в районе Сочи, поэтому ее курортная, а теперь еще и олимпиадная, атмосфера выручает. 

В2В: Из каких показателей складывается цена туристического тура?
Б.В.: В стоимость тура входят питание, проживание, прокат группового снаряжения, страховка, внутри маршрутный транспорт, услуги инструктора, накладные расходы (заброска продуктов снаряжения), экологические и прочие сборы. 

В2В: Какое значение в подготовке маршрута и тура имеет выбор инструктора?
Б.В.: Один из самых сложных вопросов в туризме – подобрать и удержать инструктора. Дело в том, что инструкторский век короткий – от 21 до 27 лет. До 21 года он еще ребенок, а к 27 они, как правило, уже женятся. Минус профессии – практически нет круглогодичной работы, поэтому в 27-30 лет они уходят пусть на менее интересную и с меньшим заработком, но зато стабильную работу. 

В2В: Оценивая профессиональные качества инструктора, каким он должен быть?
Б.В.: Прежде всего, инструктор должен иметь соответствующий опыт в туризме и профессиональную подготовку (в том числе, и оказание первой доврачебной помощи). Инструктор должен знать методику, ведь 50% его деятельности – методическая деятельность: как вести группу в разных погодных условиях, с травмой (например с мозолями на ногах) и т.д.
На 30-40% работа инструктора – экскурсионная деятельность, это должен быть человек, умеющий грамотно, интересно и живо рассказать о том месте, по которому проходит маршрут. Ну и остальное – это административная работа: договориться с пастухами, егерями, сторожами стоянок, организовать привал.
Вообще, инструктор – самая высококвалифицированная должность в туристической фирме. Зачастую, квалификация инструктора выше, чем у директора турфирмы, потому что он ежедневно совершенствует свое мастерство, а директор сидит в офисе и максимум курирует маршрут.  

В Америке, в «большом» туризме, инструктор зарабатывает больше, чем владелец турфирмы. В России несколько другая специфика, потому то «большой» туризм у нас на коммерческие рельсы практически не поставлен. Впрочем, я считаю, что этого и не нужно делать, потому что вести неподготовленных людей в сложный поход ради того, чтобы они деньги заплатили, нельзя.
Раньше, чтобы попасть в подобный лагерь, нужно было сдать физические нормативы, а сейчас за деньги берут всех, в том числе и тех, кто не проходит никакую медкомиссию. Это негативная тенденция зарубежного туризма пришла в Россию. 

В2В: Коли мы затронули зарубежный опыт, то не могли бы Вы еще рассказать, что представляет собой туризм в Европе и Америке?
Б.В.: Что собой представляет их массовый туризм? Люди приезжают на своей машине в так называемые рекреационные зоны, живут на базе, в гостинице или шале и делают однодневные прогулки в горы по маркированным тропам без всяких инструкторов.
На западе «большой» туризм стоит больших денег. К примеру, один знакомый инструктор водит группы по всему миру, вот только недавно вернулся из Антарктиды, стоимость путевки туда – 62 тысячи долларов. По времени тур занимает от нескольких недель до полугода в зависимости от погодных условий. 

Таким образом, в зарубежном туризме мы наблюдаем две крайности: сверхдорогие и сверхкачественные туры и однодневные прогулки по маркированным тропам (трекинг). Тенденции развития туризма в Росси другие.
Благодаря накопленному опыту, массовый туризм в России является доступным и находится на более высоком организационном и качественном уровне, нежели за границей. Сегодня эталонные (активные) виды туризма России занимают авангардные позиции в мире.

Влияние гор на здоровье человека

Недельный тур в Адыгее

Проживание на турбазе. Однодневные пешие походы и автобусные экскурсии в сочетании с ком фортом (трекинг) в горном курорте Хаджох на Юге России. Туристы проживают на турбазе и посещают памятники природы: Водопады Руфабго, Аминовское ущелье, Мешоко, Лаго-Наки, Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Дольмен и другие красивые места.

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.

В край Крымских гор

Недельный тур с проживанием в гостинице у самой красивой горы Крыма - Южной Демерджи. Треккинги, авто-пешеходные экскурсии с осмотром красивейших мест горного Крыма, Долины приведений, каменного хаоса, водопадов, каменных грибов с посещением пещеры МАН и оборудованной Красной пещеры.

Задайте вопрос...
Напишите Ваш вопрос. Наши специалисты обязательно Вам ответят!