Водопады - одно из самых удивительных творений природы. В любой стране эти великолепные жемчужины, заветные изюминки для показа и удивления, служат высокоэмоциональным, радостным и самым заветным духовным подарком для гостей. Их неоценимое богатство дороже платины, золота и алмазов. Они, как аксиома, не требующая доказательства, всегда являются национальной гордостью и неподдельным восхищением всего народа.
Водопады Адыгеи, какие они? Сколько их? Мне известны более 180. Наземные, подземные, высотные, равнинные, естественные и искусственные. Водопадов, как и людей не бывает одинаковых. Они все своеобразны и красивы. В разные времена года они меняют свои формы, цвет воды, лицо, голос, полноводность, силу потока и вечно живую ауру.
У каждого водопада свой характер. Одни водопады тихие и спокойные, ласковые и теплые, медленно, с сонным журчанием, скатываются с каменных уступов. Другие, наоборот, грозные, буйные, с диким ревом, грохочущие силищей разбушевавшегося потока, прорезают скальную толщу горных ущелий. Третьи - самые грандиозные: они грациозно парят в небе и сияют в радужном ореоле, выстреливают свои хрустальные ленты воды, откуда-то из поднебесья, из-под кромки клубящихся облаков.
Четвертые - это каскадные водопады. Ожерелье падающей воды. Живой, водный, многоступенчатый орган, издающий вечную музыку. Ниспадающие в каменные бассейны, словно в хрустальные вазы, они жемчужными раскидистыми косами низвергаются по полированным скалам, издавая волшебное звучание мелодичных струй.
Во всем мире к водопадам люди относятся с интересом и любовью. Возле водопадов не бывает равнодушных и грустных людей. Водопадам дают красивые и поэтические названия, о них сочиняют стихи и легенды.
Мы изучаем водопады в школе, знаем все о самых грандиозных водопадах мира. Самый высокий водопад мира - водопад Анхель, высотою 1054 метра находится в Венесуэле. Самый широкий водопад Кон, шириною 13км. и высотою 21 метр, расположен в Лаосе. Самый посещаемый водопад мира - это Ниагарский, высотою 50 метров и длинною 1200 метров. Его ежегодно посещает более 16 миллионов туристов.
Не отстают от них по грандиозности и красоте водопады: Гуаира в Парагвае, высотою 40 метров и шириною 5 километров, Игуасу в Бразилии, высотой 80 метров и шириной 4 километра и, конечно же, Виктория на реке Замбези в Африке. Его высота 120 метров и ширина 1200 метров.
Адыгея может уступить пальму первенства лишь самым высоким водопадам России: Таймырскому пятнадцатиступенчатому водопаду «Колос», низвергающемуся с высоты 600 метров, и поспорить с Кизенлюкским водопадом в 300 метров высотой, который находится в Саянах.
Но для этого надо организовать экспедицию и точно измерить наземную и подземную части безымянного водопада падающего с западной стены горы Фишт. По предварительным данным высота его наружной части достигает 250-300 метров.
Водопады Лаго-Наки - это особенные, животворящие, в ярком сиянии и великолепии, божественной красоты цветы. Сполохи радуги в ауре водопадов, как далекое северное сияние - это настоящее чудо созданное природой. Они насыщенные фитонцидами цветущих альпийских трав, пронзенные солнечным светом теплого юга, создают для нас праздник души. У водопадов свой торжественный праздник - праздник воды, танцующей на каменных плитах, летящей вниз, парящей в воздухе и облаченной в белоснежное подвенечное платье из пенных бурунов.
Случилось так, что я сорок лет ходил на туристский приют «Фишт» по горной тропе, идущей по плато Лагонаки, а о грандиозном каньоне и водопадах реки Курджипс ничего не знал. А они оказались совсем рядом, в 15-20 минутах ходьбы от перевала Азишского.
Первый водопад высотою около 15-20 метров высотой хорошо виден со смотровой площадки перевала. Он особенно многоводен в мае и июне месяцах.
В выходной день собрались сходить на эти водопады. С высоты перевала открывается вид на альпийские луга плато. Среди карстовых воронок и вечных снегов, извилистыми и волнистыми змейками прорезая глубокие овраги и вышивая замысловатые узоры, скользят истоки реки Курджипс, в узкое скальное ущелье.
Над ними, закручиваясь каруселью, парят белоголовые сипы. Обласканные горным солнцем, кристально чистые талые снега превращаются в веселые звенящие ручьи. Соприкоснувшись с цветущими лугами и земной твердью, они становятся янтарными, с пепельной поволокой и медового вкуса. Набирая силу, они, как птицы, готовятся к орлиному взлету.
Спустившись к тиховодной реке Курджипс, мы долго любовались отражением в ней плывущих облаков. Нас волновали буйно цветущие травы, глубокая синь неба, летняя белизна снега и далекий звук бурлящей в пороге реки. Рядом из скальных берегов, то тут, то там с шумом изливались сквозь нагромождения камней мощные хрустальные ключи. Они обрамленные буйно цветущей растительностью, были очень холодны, с совершено прозрачной и чистой водой.
Посетив сквозную пещеру Овечью, мы отправились к первому водопаду. Сюда уже протоптали туристы тропинку. Под водопадом в скальной чаше купаясь, резвились дети, приехавшие на отдых из Ставрополя. Углубившись в каньон «мокрого» Курджипса, мы попали, словно в белое облако, притаившееся на дне ущелья. Это пышно цвели огромные рябины.
Буйное их цветение отмечено народными приметами к холодному и дождливому лету и большому урожаю овса и ячменя. Вокруг рябин на скальных обрывах, ярко-желтыми лентами раскинулись цветущие барбарисы. Обязательно надо прийти сюда осенью, когда вокруг в золотом ореоле, будут развешены рубиновые ожерелья из спелых ягод барбариса и рябины.
В каньоне высокие мохнатые пихты и огромные сучковатые сосны окаймили теснину. От этого каньон кажется на много глубже, чем на самом деле. Здесь в его влажной глубине умиротворяющую чудодейственную тишину леса нарушают лишь водопады. Терпкий настой речных запахов будоражит наше воображение.
Идем по каменистому дну ущелья, заросшему огромными лопухами и высокой травой. Издалека слышен неумолкающий трепет водопада, прорывающего преграду. Но вот и второй водопад. Он шумным бурлящим каскадом обрывается вниз.
Чтобы попасть к очередному водопаду, нам приходится карабкаться по крутому травянистому склону, над глубоким и узким скальным разрезом, по самому дну каньона. В этой узкой пропиленной щели теснины, в неистовой ярости бьется в клокочущем гуле еще один водопад.
Но вот долина реки выполаживается, и следующий водопад скрыт от нас высокой скалой. Река Курджипс узкой высокой струей падает в большой скальный «стакан», со всех сторон окруженный монолитом. К нему никак не подступиться. Проходим еще немного, река раздваивается на два каньона, и мы уходим в левобережный исток. Осматриваем небольшие водопады и попадаем в альпийский цирк седьмого водопада достигающего высоту около 50 метров.
Это настоящий шедевр волшебной природы Адыгеи, один из удивительных и потаенных ее уголков. В созданном природой амфитеатре, со всех сторон окантованным плотным снегом, с левого борта каньона падает водопад. Он отрывается от кромки скалы в глубокую пропасть, словно с голубых небес. От края падения, срывающей в бездну воды, видно только небо и плывущие облака.
Приземлившись после полета в совершенно круглую глубокую каменную чашу, водопад образует клубы пены, словно пушистые клочья сахарной ваты. За серебряной чадрой водопада просматривается бело-зеркальная поверхность стены каньона. Его сила, неугасающий и динамичный ритм чувствуется на расстоянии.
Мы с удовольствием принимаем приготовленную для нас живительную гидромассажную ванну-джакузи. С благоговением и осторожностью погружаемся в кипящее пузырчато бурлящее «молоко» из воды и воздуха, подставляя плечи под тугие барабанящие струи. Это настоящий животворный источник бодрости и здоровья.
Ученые давно доказали чудесную целебность водопадов. Они как самое эффективное успокаивающее средство, снимающее усталость и дающее огромную энергию и силу. Гидроаэронизация воздуха от разбитой в водную пыль падающей реки имеет электрический заряд. Его частицы в сочетании с фитонцидами цветущих альпийских лугов и чистого хвойного воздуха излечивают гипертонию, гипотонию и бронхиальную астму.
Гидроаэронизация воздуха возле водопадов и его использование как метод лечения - это будущее рекреации в горных местностях.
Поднявшись от водопада на альпийский склон, мы вышли к основному руслу «мокрого» Курджипса и легли на край скалы, свесив головы в пропасть каньона. Там далеко, в темной глубине ущелья грохотали еще два водопада. Их переливчатый блеск воды манил нас своей неизвестностью. Но прохождение этих водопадов мы отложили до следующего похода. Собрав для чая цвет чабреца, манжетки и земляники, мы ушли обследовать скальные гроты ущелья «сухой» Курджипс.