11111
Крым 1983 год, 22 маршрут из Бахчисарая в Ялту. В районе турбазы Орлиный залёт, село Соколиное. Из личного архива инструктора и директора фирмы СВ-Астур, Бориса Вислогузова.
Использование материалов сайта запрещено.
Безусловно в Великой стране, какой был СССР, Крым занимал весьма скромное место даже по вопросам туризма. Заезды на плановые маршруты были в летний период ежедневно, но группы были по 20 человек. Для сравнения, на самом массовом плановом туристском маршруте СССР и мира группы были по 80 человек при ежедневном заезде, маршрут назывался - По западному Кавказу через горы к морю % 30.
Например, в справочнике о туристических маршрутах 1967 года среди 150 всесоюзных маршрутов Крым и его города встречаются 8 раз: маршрут 303 "По городам-героям" (Киев 8 дней - железная дорога - Одесса 4 дня - пароход - Севастополь 8 дней); маршрут 21 "Крымский" - автомобильный (Симферополь 3 дня - Алушта 7 дней - Ялта 6 дней - Севастополь 4 дня); маршрут 111 "По партизанским тропам Крыма" (Симферополь 4 дня - переход 6 дней - Черная Речка 2 дня - переход - Карабах 8 дней); маршрут 22 "Крымский горный" (Симферополь 2 дня - автобус - Бахчисарай 4 дня - переход 2 дня - Соколиное 3 дня - переход 3 дня - Карабах 6 дней); маршрут 24 "По заповедным местам Крыма" ( Симферополь 2 дня - автобус - Бахчисарай 4 дня - переход 3 дня - Черная Речка 2 дня - переход 2 дня - Карабах 7 дней); маршрут 110 "По горному Крыму" (Симферополь 4 дня - переход 1 день - Черная Речка 1 день - переход 3 дня - Соколиное 4 дня - переход к Ай-Петри 1 день - переход - Ялта 6 дней); маршрут 183 "По горному Крыму" (Бахчисарай 4 дня - переход 2 дня - Соколиное 2 дня - переход 1 день - Ялта 6 дней); маршрут 182 "По Восточному Крыму" (Симферополь 2 дня - автобус - Ангарский перевал 3 дня - поход по Восточному Крыму 5 дней - Планерское 4 дня - автобус - Феодосия 6 дней). Перечисленные 8 маршрутов входят в 29 маршрутов.
Кроме того в число маршрутов по черноморскому побережью Кавказа входил маршрут 28 "По Черному морю" на теплоходах "Украина" и "Россия" (Сочи 3 дня - Севастополь 2 дня - Одесса 2 дня - Севастополь 1 день - Ялта 2 дня - Батуми 3 дня - Сухуми 2 дня - Гагра 1 день - в пути 2 дня). В число 18 южных радиальных маршрутов входили маршрут 23 "Ялта" и маршрут 321 "Карабах". Также по Крыму были три радиальные маршрута для автомобилистов: 492 "Ялта", 494 "Феодосия", 495 "Планерское". В дополнение к перечисленным среди маршрутов Советов по туризму функционировали маршруты 164 "Севастополь", 493 "Алушта", 91 "Алушта", 390 "Евпатория" (для родителей с детьми).
Большое распространение получили железнодорожные маршруты, позволявшие осуществлять туристические путешествия по стране на специальных поездах. Эти поезда формировались из 10-12 купированных вагонов и трех вагонов-ресторанов. Их передвижение по стране осуществлялось преимущественно по ночам по специально разработанных для них расписаниям, чтобы днем туристы могли участвовать в экскурсиях в пунктах стоянок или отдыхать, купаться в море. Поэтому из 258 железнодорожных маршрутов по всей стране - 28 проходили через Крым. На полуостров вели маршруты из Баку и Еревана, Уфы, Минска и Витебска, Караганды и Целинограда, Владимира, Калуги и Петрозаводска, Сыктывкара и Куйбышева, Риги и Ленинграда, Москвы и Рязани, Свердловска и Ставрополья, Винницы, Житомира, Краматорска, Луганска и Полтавы.
Перечисленные выше маршруты функционировали по времени неодинаково. Если маршрут 21 "Крымский" автомобильный имел варианты летний (с мая по октябрь) и зимний (с октября по май), то все остальные маршруты (11, 22, 24, 110, 182, 183) функционировали только с мая по сентябрь. Продолжительность каждого из них была в основном 20 дней, а стоимость путевки составляла 65 руб. Исключение составляли маршруты 183, продолжительностью 15 дней и стоимостью 50 руб. и 21 при продолжительности 20 дней стоимость составляла в летнем варианте 75 руб. и в зимнем - 70 руб. Путешествие "По Черному морю" (маршрут 28) было рассчитано на 18 дней на период апрель-июнь и сентябрь-ноябрь. Стоимость этого путешествия колебалась в широких пределах (от 130-150 руб. в каютах 3-й категории до 220-240 руб. в каютах "люкс").
Железнодорожные маршруты имели разную продолжительность во времени и зависели во многом от протяженности выбираемого пути. Это же накладывало отпечаток и на стоимость путевки. Все они охватывали разные периоды в течение года. Так, из Баку в Севастополь поездка была рассчитана на 20 дней, с заездом в Киев, Львов, Ужгород, Одессу (маршрут 304, июнь). Стоимость путевки 160 руб. Из Еревана в Севастополь приезжали в мае, посетив до этого Москву, Ленинград, Киев, Одессу. На всю поездку отводилось 22 дня, путевка стоила 185 руб. Из Уфы в Крым через Киев и Одессу, а после Крыма через Волгоград можно было съездить за 18 дней на 150 руб. в октябре. Из Минска в Крым приезжали в мае через Закарпатье, Кишинев, Одессу, а назад - через Киев потратив 18 дней и 130 руб. Из Беларусии в Крым приезжали через Минск, Киев и Одессу, потратив на всю поездку всего 10 дней в октябре и 70 руб. за путевку. Между прочим всего 79 руб. за 10 дней обходилась поездка из Ленинграда в Крым (Севастополь) в январе и мае с заездом в Киев, Одессу и на обратном пути в Волгоград и Москву (для сравнения напомним, что в 1998 году только проезд поездом Симферополь - Киев - Симферополь обходится в такую же сумму в гривнах). Самая дешевая, в расчете на один день путешествия, поездка получалась из Риги в Крым в июне через Киев и Одессу, с заездом на обратном пути на Кавказ и в Москву (за 20 дней - 118 руб.). Самая дорогая поездка в Крым была в октябре из Целинограда (200 руб. за 25 дней).
В период заката застоя структура туристических маршрутов, касающихся Крыма, несколько изменилась, возросли цены на путевки. Так, по маршруту 22 "По горному Крыму" 20 дней отдыха стали стоить 85 руб., 18 дней пребывания на маршруте "Крымский автобусный" обходилось в 95 руб. (в эти годы подорожал бензин). Но по-прежнему величина зарплаты основной массы работающих значительно превышала стоимость путевок, а величина пенсий также была основном выше. Рядовое население страны могло себе свободно позволить отдыхать по туристическим путевкам за свою зарплату или пенсию в течение всего периода застоя, даже не прибегая к помощи профсоюзов. Самое большое подорожание произошло на путевки маршрута 390 в Евпаторию для родителей с детьми с 70 руб. за 20 дней в 1967г. до 135 руб. в 1982г. Дороже этой суммы отдых такого типа в Крыму не стоил. Между прочим, прогулка по Киевскому морю на теплоходе в течение 12 часов с остановкой на острове Ольгинском стоила 114 руб., а 11-часовая прогулка на "Метеоре" по маршруту "Тарасовы пути" расценивалась в 300 руб. (для группы в 30 человек).
Сквозь толщу времени эти цены на путевки теперь кажутся сказочно низкими. Ведь в тот период пенсии у основной массы бывших работников были от 80 до 120 руб., а минимальная зарплата - около 70 руб., зарплата доцента 280-320 руб., профессора - 450 руб., шахтеров - 400 руб., водителей самосвалов в горных разрезах -500-600 руб.