В 1422-1472 годах состоялись знаменитые путешествия Никитина “хождения за три моря”, для нахождения новых рынков сбыта. Прошли Персию, Индию, а на обратном пути Сомали, Африканский берег. Никитин все записывал, все замечал. Особый интерес у него вызвала Турция и Аравия.
В это время большое внимание уделяется дорогам. Дороги в крупные торговые города богато украшали, особенно при въезде в Новгород. Около городов строились монастыри, которые служили пристанищем для путешественников. Таким монастырем являлся Юрьев монастырь, построенный в 1119 году.
С конца XVI века люди начинают путешествовать не только с торговой, но и познавательной целью. В 1624 году Хабаров путешествует в Тобольск, в 1628году пробирается на Таймыр. Исследуя Сибирь Хабаров прошел вдоль реки Лены, 1649-1659 годы осуществляет переход через реку Олёкму на Амур, спустился на реку Уссури.
Огромное значение в развитии российских путешествий сыграл Пётр I. Пётр I отправлял людей не только в деловые поездки, но и с познавательной целью. Петр наказывал: ”смотреть, видеть и записывать”. Петр ездил в Италию, Англию, Голландию, ездил не только сам с познавательной и оздоровительной целью, но и заставлял других ездить и лечиться. Петр стал основоположником бальнеологического туризма. Первый курорт, который создал Петр был назван в честь бога войны и железа Марса, “Марциальные воды”.
За год до смерти Петр сам составил подробный план путешествия В. Беринга. После смерти Петра в 1725году Беринг отправился в первое Камчатское путешествие. Целью путешествия было проверить есть ли перешеек между Европой и Америкой. Петр, первый из правителей, который отдавал много сил на улучшение транспорта и дорог. Он был основоположником морского флота в России.В XVIII веке путешествия становятся важной частью жизни светского общества. Дворяне путешествовали по всему свету. В те времена было престижным побывать в Европе и на Востоке. Путешествия являлись средством для того, что бы вырвать человека из его повседневной жизни, расширить кругозор, освоить язык. В XVIII веке стало обязательным отправлять детей в Европу, как для учения, так и для того, что бы они учились жизни путешествий.
До середины XIX века в Европе и России путешествия не являлись самоцелью. Путешествия преследовали торговые, образовательные, лечебные, познавательные, миссионерские и религиозные цели. В начале XIX века было положено начало экскурсионной деятельности. Экскурсии всегда создаются с познавательной целью. Для того что бы проводить экскурсии, нужно было создавать кружки и различные общества.
В России первые экскурсии проводило “Общество восстановления христианства на Кавказе”. Первые экскурсии в 1870 году в городе Тифлисе, проводили для учеников Александровской школы, изучая достопримечательности Кавказа. Многие организации использовали экскурсии для просвещения народа. Экскурсионная деятельность этих организаций привела к тому, что стали открываться музей, исторические и культурные памятники, различные выставки.В 1872 году на основе первой промышленной выставке открывается первый Политехнический музей, а в 1873 году основан Исторический музей. В этот период получают широкую известность: “ Общество любителей естествознания”. Общество имело свои филиалы в Петербурге, Москве, Тифлисе, Казане, Екатеринбурге и других городах России.
Начиная с 1899 года в Москве при Педагогическом обществе работала комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся. Эти комиссии создавали свои сборники и журналы: “ Экскурсионный вестник”, ” Школьные экскурсии и школьный музей”, “ Русский экскурсант”, так же эти общество занимались подготовкой руководителей экскурсий. Основной целью экскурсий было подержание познавательного интереса людей к путешествиям.
Большую часть территории России занимают горы и горные хребты. Естественно, что в России был высокий интерес к горному туризму. В России первый альпийский клуб был создан в 1877 году в Тифлисе. Вскоре такой же клуб создается в Тбилиси и через несколько лет два клуба объединяются в один и он стал называться ”Крымско-Кавказский горный клуб”. Его учредителями были ученые с мировым именем: В.И. Вернадский, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Д.Н. Анучин и другие. В 1895 году в Петербурге образовался первый русский туристский клуб. “Клуб велосипедистов-туристов”, так называемый русский туринг клуб. Вскоре у клуба появилось много филиалов в Москве, Киеве, Риге, Харькове, Тобольске, Ростове и Благовещенске.
Распространение пеших походов и велосипедных прогулок, горных восхождений и экскурсий, внимание, которое уделялось туризму со стороны многих учебных заведений, научных и профессиональных обществ, стремление русской интеллигенции использовать туризм и экскурсионную деятельность для просвещения народа – все это сформировало необходимые предпосылки для объединения любителей туризма в специализированные организации. Общества “Крымско-Кавказское горный клуб” и “Клуб велосипедистов-туристов”, возникшие на рубеже веков, являлись ведущими туристскими организациями в Российской империи.
Туризм в 19 в. в целом не являлся массовым, как в Европе, потому что в стране после отмены крепостного права в 1861г. уровень прожиточного минимума для основной массы населения был очень низок, при этом низшие слои населения были абсолютно безграмотными. В 1900 году возникло ”Русское горное общество”. Его учредителями были знаменитые ученые: В.И. Вернадский, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский и другие.
В 1901 году “Русский туринг клуб” был преобразован в “Российское общество туристов”, которое просуществовало до лета 1928 года. По уставу членами РОТ не могли быть студенты, женщины и лица низших чинов. Членами Рот были привилегированные денежные люди. Общество ставило своей задачей организацию туристских путешествий по России и за границей, знакомство с достопримечательностями древних русских городов, а также организацию путешествий к “ святым местам”.
В 1907 году при ”Российском обществе туристов” создается комиссия по организации образовательных экскурсий по России для школьников, которое занималось экскурсиями по России и знакомством с древними Русскими городами. В 1911 году правление общества переезжает из Петербурга в Москву. В 1914 году “Российское общество туризма” насчитывало 5 тысяч человек.
После событий 1917 года многие организации и общества были запрещены. Возникновение советского туризма можно отнести к 20-м годам XX века. В 1918 году создается первая туристическая организация ”Бюро школьных экскурсий”. В 1919 году были приняты декреты о лечебных местностях. На их основе стали строиться курорты различных направлений. В 1920 году было подписан декрет “об использовании Крыма для лечения трудящихся”. В 1921 году принимается декрет об организации домов отдыха. Начинается активное строительство турбаз, санаториев, курортных баз, пионерских лагерей и др.
Под дома отдыха отдавались церкви, загородные дома, усадьбы помещиков и другие дома богатых людей, которые на сегодняшний день считаются памятниками архитектуры. С 20-х годов вновь свою активную деятельность начинает “Российское общество туризма”. В 1928 году РОТ был закрыт, и на его основе было создано “Общество пролетарского туризма ОПТ РСФСР, а в марте 1930 года – “Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий”, ОПТиЭ, членами являлись 6, 5 миллионов человек. “Общество пролетарского туризма и экскурсий” объединило экскурсионно-туристские общества и организации, такие как “Советский турист”, “Турист Грузии” и другие. В 1929 году создается Всесоюзное акционерное общество “Интурист”, для обслуживания зарубежных туристов и организацией туристских поездок граждан СССР за рубеж.
С течением времени у “Интуриста” были открыты отделения во многих городах СССР и представительства в зарубежных странах. В дальнейшем в собственности Госком интуриста СССР за границей находилось 4 туристические фирмы и свыше 20 представительств, часть которых было зарегистрировано под знаком ВАО ”Интурист”. Весной 1936 года руководство внутренним туризмом и экскурсиями передается Всесоюзному Центральному Совету Профессиональных Союзов. При ВЦСПС был учрежден Цент туристско-экскурсионное управление, с соответственными управлениями в республиках, краях и областях.В этот период возобновляется строительство турбаз. Они строятся в Карелии, на Карпатах, Крыму, Алтае. Самое массовое строительство разворачивается на Кавказе. Но турбаза без инструкторов тоже самое, что театр без актёров. Своих профессиональных инструкторов у Советского Союза в то время не было. Инструкторов приглашают из дружественной в то время, фашисткой Германии. Немецкие инструкторы обучают Советских, водят в паре с нашими инструкторами туристические группы, изучают местность и составляют подробные географические карты горных районов, готовясь к войне. Перед самой войной немецкие инструкторы покидают Советский Союз и возвращаются в составе фашистcких горно - стрелковых дивизий. У Владимира Высоцкого есть такие строчки:
А до войны вот этот склон,
Немецкий парень брал с тобою,
Он падал в низ но был спасён.
А вот сейчас быть может он,
Среди стрелков из "Эдельвейс",
Свой автомат готовит к бою.
После войны ВЦСПС и министерство обороны продолжают строить турбазы. Страна наученная горьким опытом начинает подготовку собственных инструкторов туризма. Подготовкой инструкторских кадров занимаются: Новосибирский, Свердловский, Московский, Минский, Киевский, Симферопольский университеты, другие учебные заведения. Занимаются подготовкой инструкторов и турбазы. Наиболее сильная инструкторская школа образовалась в Крыму.
Так формируется плановый туризм, создаются сотни всесоюзных и республиканских туристических маршрутов, путёвки распределяют чиновники в Москве, затем их продают за треть цены на предприятиях. Благодаря этой схеме и поддержке государства туризм в СССР становится самым массовым в мире.
Параллельно формируется самодеятельный туризм, создаются городские, районные, ведомственные туристические клубы, станции юных туристов. Самодеятельный туризм находится на более высоком качественном уровне нежели плановый. Туристы с сентября по май посещают лекции, семинары участвуют в туристских соревнованиях, летом в сопровождении руководителей, имеющих инструкторское звание отправляются в дальние походы.
Туризм вводится в спортивную классификацию, присваиваются спортивные разряды и звания. Он становится самостоятельным и полноправным видом спорта. В этот период в словарях и энциклопедиях напишут: туризм - вид спорта - групповые походы…
Тем не менее самым массовым остаётся плановый туризм, большая часть советской интеллигенции участвует в пеших, водных, конных, горных, комбинированных походах. Самым популярным и массовым становится маршрут под порядковым номером 30, позднее его назовут знаменитая "Тридцатка".
С распадом Советского Союза прекратили существование плановые маршруты, практически прекращено финансирование самодеятельного туризма. Но Российские туристических фирмы и туристические клубы, восстанавливают старые и создают новые маршруты.
Сегодня подготовкой профессиональных инструкторов занимаются несколько туристических фирм и в 2000 году приступил к подготовке инструкторов Майкопский Государственный технологический институт. Таким образом сегодня, положение дел в Российском туризме, зеркально напоминает ситуацию тридцатых годов прошлого столетия. Не наступим ли мы второй раз на одни и те же грабли!?
Из истории современного туризма
В середине 90-х начинают появляться первые регулярные маршруты в Карелии и на Камчатке в самом конце столетия на Урале и Алтае, в Подмосковье создаётся недельный конный маршрут. В Марий Эл возникают конные и водные маршруты. На Юге России первый регулярный маршрут заработал в 2001 году это был восстановленный Всесоюзный плановый маршрут 30 - через горы к морю, современное название Легендарная Тридцатка.
В 2002 году был открыт первый в истории Крыма конный маршрут - Крымский конный маршрут. Пешеходный маршрут с ночёвками в туристических приютах, т.е. передвижение с лёгким рюкзаком, аналог существовавших в Крыму плановых маршрутов. Немного ранее в Крыму открылись несколько других пешеходных маршрутов.
В Краснодарском крае в 2002 году открылись два маршрута В край гор и водопадов. В 2003 году был создан конный вариант Всесоюзного маршрута 30, современное название Конная Тридцатка - верхом через горы в Сочи и совершенно новый маршрут Верхом по субтропикам России. В 2007 году в регулярном режиме заработал маршрут Поход на Тхач.