25 лет в туризме
Туры в Адыгею

Легендарные маршруты 2025

Осень 2025. Лето 2026
Борис Вахнюк

Колыбельный вальсок

Уморительно упрямы,
Но самих себя добрей,
Тешат маленькие мамы
Наших поздних дочерей.
Значит, дышим понемногу,
Значит, вертится Земля,
Значит, шедшее к итогу
Начинается с нуля. 2 раза
А3а... А3а...

Только силы бы хватило
Завершить прыжком разбег,
Смесью стресса и тротила
Слишком славен этот век.
Сыновья растут у прочих —
Миру воины нужны.
Ну, а мы рожаем дочек,
Чтобы не было войны. 2 раза
А3а... А3а...

Что там грусть по райским кущам,
Если столько лет подряд
По ушедшим, по идущим,
Как по сердцу, бьёт набат.
Я ж прошу совсем немного:
Чтобы Поля поспала.
Прикусите, ради Бога,
Языки, колокола. 2 раза
А3а... А3а...

Я — просто берег

Не открываю вам Америк,
Не жду награды за труды.
Я — просто берег, просто берег —
Полоска суши вдоль воды.
Горжусь бродячим сводным хором,
Чего б он сипло не изрёк.
И вслед залётным «Метеорам»
Беру под пляжный козырёк.

Я просто берег, что мне слава?
Я без неё прожить смогу.
Плевать на то, что слева, справа
И там на дальнем берегу.
С грозой в родстве, с волной не в ссоре,
И с вечностью наедине,
Не я при речке и при море —
Они при мне, они при мне.

Но что за краля, что за краля
Через реку наискосок
Во все лопатки из дюраля
Летит воткнуться в мой мысок?
А мне ни холодно, ни жарко
От этой страсти роковой.
Не приставай ко мне, байдарка,
Хоть я и берег, да не твой.

Не открываю вам америк,
Не жду награды за труды.
Я — просто берег, просто берег —
Полоска суши вдоль воды.
Порой ночной, в разгаре дня ли,
Друзья, прекрасен наш союз.
Но как меня б вы ни меняли,
Самим собою остаюсь.

Я просто берег... Полоска суши...
Я просто берег... Просто берег...

Борис Вахнюк

Борис ВАХНЮК:

Ударение в первом слове заголовка, дорогой читатель, ставь сам. Хоть на первом слоге, хоть на втором — не ошибёшься. Почему из доброй полутысячи песен я выбрал именно эти две? Ну, во-первых, как-то неловко предлагать в родную туристскую газету «старьё моё», которое раскручивалось сорок и больше лет — «Глаза то лукаво блестят...», «Зеленоватые слегка», «Мы, честь по чести говоря...». Хотелось напомнить, что автор не только жив, но всё ещё с удовольствием работает. Любопытная справка.

Где-то на стыке 60—70-х годов прошлого уже столетия славная наша Ада Якушева, принятая в штат гремевшей тогда радиостанции «Юность», разработала проект регулярной передачи об авторской песне (АП). Поначалу дело двигалось решительно и уверенно, как лыжник, «попавший в мазь». Сергей Никитин даже придумал, наиграл на гитаре и насвистел оригинальную, очаровательную музыкальную заставку. Но на самых подступах к эфиру передачу зарубили: «Комсомольская радиостанция — и гитарные короли подворотен? Недопустимо. И потом — название... вольницы захотелось?!»

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

Кстати, называться передача, если память не подводит, должна была именно так: «Вольный ветер». Слава Богу, никитинская заставка не пропала. Виктор Берковский дописал к ней вторую часть, Юрий Визбор написал слова — получилась замечательная, даже в чём-то символическая песня: «Не верь разлукам, старина!..» Вернёмся к двум песням, которые я выбрал для этой странички. «Колыбельный вальсок» получился у меня уж слишком личным, семейным, и выносить его на публику я поначалу стеснялся. А тут позвали с концертами в Израиль. Там я и отметил День Победы.

Оказалось, Датой этот день был не только для меня, выжившего мамиными молитвами в оккупированном Путивле. Представьте: тяжело шагает по улице Иерусалима немолодой человек в прикрывающей лысину традиционной еврейской тюбетеечке («кипе») и в парадном мундире полковника Советской Армии, при погонах, со всем заслуженным иконостасом во всю грудь — от орденов и медалей до юбилейных значков! И израильтяне, большие и малые, почтительно расступаются, непритворно кланяются — в лицо и вслед. В знак благодарности тем, кто, победив фашизм, положил конец поголовному истреблению евреев — по крайней мере, так мне растолковали эту уличную сцену местные ребята, всё ещё говорящие по-русски без акцента.

В те дни и состоялся очередной израильский фестиваль АП. На берегу озера Кинерет (чистенького, как наш Байкал, хоть и размеры не те), меж нечастых странных деревьев — лагерь фестиваля. У каждой палатки по «Тойоте», «Хонде» или «Вольво». И никаких тебе костров, потому что ветку обломать у них — государственное преступление, а в багажнике много дров не привезёшь. Но остальное — как в России: обилие гитар и знакомых по прежней жизни лиц, масса охов, объятий и расспросов, и главное — сколоченная по торжественному случаю сцена гитара с хорошей озвучкой и благодарно слушающая толпа.

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

Мог ли я, учитывая всё перечисленное, не рискнуть впервые спеть там на людях свой сырой ещё «Колыбельный вальсок»? И мог ли быть не услышанным?! У «Берега» история другая. Эта песня, по сути, дитя «Жигулёвской кругосветки», о которой, конечно, надо бы затеять отдельный разговор на страничках «ВВ». С одной стороны, не такие уж поражающие воображение масштабы: всего 220 км сплава по Самарской луке Волги, в обход Жигулей. Но, с другой стороны, дедушка Ленин прошёл некогда этот маршрут — не на туристский разряд, а просто для удовольствия и для решения по пути разных революционных проблем. Горький ходил этим путём.

Разин Степан шерстил здесь купцов и ронял за борт струга песенную персидскую княжну. Репин в селе Ширяево — оно тоже пункт «кругосветки» — зарисовал неподдельную натуру для своих «Бурлаков на Волге». В конце концов, славный фестиваль АП имени Валерия Грушина — тоже горошинка, нанизанная на волжскую петлю «кругосветки». Лично у меня «кругосветок» было с десяток. Ничего, казалось бы, сложного — «единичка» по официальной туристской квалификации. Но кто из вас, читатели, одолел мёртвую зыбь на Куйбышевском море, когда тугие желваки волн высотой в три метра, не передвигаясь ни вперед, ни назад, то сажают байдарку на нос и корму, то подпирают, ломая пополам ровно посередине?!

С напарницей Линой, походной врачихой, мы, не сговариваясь, налегли на вёсла так, что утлое судёнышко наше, убежав от разъярённой стихии, шипя, въехало на прибрежный песок в заливе Молодецкого кургана на весь корпус. Над курганом, как прикреплённое, крутилось облако — на фоне чистого неба. Говорят, Стенька Разин, уходя отсюда, как оказалось, к плахе, зарыл на макушке Молодецкого заветную свою трубку, чтоб врагам не досталась. Так и курится. Вот и не верь после этого легендам.

Ну, а выросла песенка «Берег» из двух строчек, которые остались после моих попыток сочинить к традиционному «Празднику Нептуна» гимн нашего «кругосветного» яла. Гимн сочинили сообща, другие строчки его остались в размокшем блокноте, петься они должны были на мотив «Раскинулось море широко»: «Ну что ты, байдарка, ко мне пристаёшь? Твой берег за тем поворотом»... Так что пути песни истинно неисповедимы. Очень хочется подольше встречаться. С песнями. С местом их рождения и со средой обитания. С теми, кто подпевает. Потому что всё вместе это и называется: наша с вами жизнь

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

Справка «ВВ». Вахнюк Борис Савельевич родился 16 октября 1933 г. в маленьком украинском селе Гришки. Отец погиб на фин­ской войне. Во время Великой Отечественной Борис с мамой три года жил в оккупации в Путивле; наблюдал расстрел в Троицком яру трёх тысяч человек. После войны с мамой и отчимом переселился в Донбасс, в село Красная Поляна. Писал стихи, ставил спектакли по произведениям украинских классиков, стал мастером спорта по футболу.

В 1952 г. закончил школу с золотой медалью, поехал в Москву, планируя поступить либо в литературный институт, либо в театральный, либо в институт физкультуры, но опоздал. По резуль­татам собеседования поступил в Московский государственный пед­институт на литфак, где уже учились Юрий Визбор, Владимир Крас­новский, Юрий Ряшенцев, потом туда же поступила Ада Якушева. В институте заведовал отделом оформления многотиражки «Лени­нец». Потом два года работал в газете Мосгорисполкома «Трудовая вахта».

Затем — на радиостанции «Юность», откуда только что ушёл Визбор. Потом точно так же пришёл на место Визбора в журнал «Кру­гозор», написал около 20 песен-­репортажей. В 1978 г. ушёл из «Кру­гозора» и стал, по его собственному выражению, «работать Вахню­ ком» — писал песни, снимал научно­-популярные фильмы, в том чис­ле и о туризме. С 1971 г. — член жюри Грушинского фестиваля. Имеет одного сына 16 лет и четырёх дочерей в возрасте от 5 до 42 лет.

Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/ 

Тексты авторских песен       Песни под гитару MP3

Задайте вопрос...