11111
Хотели в этом году проверить подъезды к Фанам через Душанбе. Оказалось, что билеты из Москвы на самолёт таджикских авиалиний в один конец для двух наших литовских участников стоят на $140 дороже, чем для жителей СНГ. Поэтому пришлось ехать старым маршрутом Самарканд — Педжикент — Варзоб. Поздним вечером мы прибыли в бывший альплагерь «Варзоб».
Теперь здесь остались только домики да завхоз, но переночевать можно, причём очень дёшево. Света давно нет. Завхоз сказал, что планируют сделать тут базу отдыха. Как-то в этом году всё получалось и хорошо, и плохо одновременно: идеальная погода (особенно на первой части маршрута), и постоянные проблемы со здоровьем (в основном, желудочно-кишечные) почти у всех. Идём, мучаясь от непонятных болезней и постепенно теряя (отправляя вниз) людей. Из-за желудка с самого начала страдали больше других Володя Привалов и я. Володя даже был вынужден сойти с маршрута.
По очереди, но ненадолго «выбивало» из строя Володю Леоненко и Давида Лехтмана, а под конец подкосило и Влада Кузьмина. На первой части пути я ещё умудрился обжечь глаза и застудиться. Но всё это не препятствовало нам идти по маршруту, практически не отклоняясь от графика ни на один день. Погода испортилась в новолуние, когда пришли на Искандеркуль. Мы думали, что на одноимённой турбазе полное запустение. Но нет — жизнь бьёт ключом; озеро довольно тёплое, и люди сюда приезжают из Душанбе на выходные. Цены тут смешные: ночлег — $2—3, баня (их тут две) . Работают два бара, где можно заказать еду.
Ну, и для желающих — бильярд, теннис и др. Мы здесь отдохнули, полечились (слопали большую часть наших медзапасов) и дождались москвича Влада Кузьмина. Он летел к нам через Душанбе, и заодно привёз нашу первую заброску. Нельзя сказать, что за днёвку совсем пришли в норму, но вышли с Искандеркуля по графику. Хотя и в проливной дождь. И под дождём прошли каньон реки Серима — то ещё препятствие! Местные жители рассказали, что лет 10 назад там обвалилась гора, и с тех пор через каньон не ходят.
Советовали обойти его через кишлак Норват, что в 8 км ниже. Но мы решили идти заявленным вариантом, хотя понимали, что предстоит фактически первопрохождение. Осыпь в каньоне постепенно переходит в скалы, и вскоре начинаем навешивать верёвки. Дождь то усиливается, то прекращается. Лазание тут весьма забавное: скалы местами отвесные, страховка только через деревья и выступы, в кулуарах на скалах раскисшая грязь по щиколотку. Через несколько часов мы все в грязи: и одежда, и рюкзаки, и верёвки. Грязь лазание не упрощает.
К концу пятой верёвки на незначительном выполаживании на осыпи решили пообедать, дождь как раз на время прекратился. Затем ещё три верёвки, крутая осыпь с выходами скал... Так продолжаем подъём до высоты 3100 м. Был момент, когда я уже думал, что мы здесь схватим холодную ночёвку без воды. Конечно, для Влада это хорошо — процесс акклиматизации пойдёт быстрее, но другим-то это зачем? Наконец с седловинки в контрфорсе вершины Мученики (нет, не даром она так называется!
А та, что чуть ниже — Голгофа) удаётся начать траверс влево и через пару контрфорсов выйти в широкий травянисто-осыпной кулуар, поросший лесом. По нему минут за 40 спускаемся к реке. До темноты успели. Потом преодолели ещё два перевала: Норват (1А) и Динозаврик (1Б). Как%то это было через силу, для меня, во всяком случае. Утром меряем температуру — у Привалова и у меня за 38°. У остальных за 37°. Весёлая жизнь! Сидим на высоте почти 4000 м, впереди подъём и все самые сложные участки.
Володя решает уходить вниз. Второй Володя его провожает до тропы и к обеду возвращается. Все остальные просто не в состоянии ходить. Я вообще могу только лежать. Такая вот получилась вынужденная днёвка, причём в великолепную погоду. А завтра нужно идти дальше. Антибиотиков и прочих таблеток за этот поход я съел больше, чем за последние десять лет. Немного помогло. Наутро мы, оставшись вчетвером, лезем на перевал Имат (по классификатору 3А, но больше похож на нормальную 3Б).
Ночуем на 4200 м, немного выше седловины. Температура у меня 37,6°, терпимо. Это не простуда, что-то другое. Утром температура у всех нормальная. Спускаемся, обедаем уже на леднике. Здесь я окончательно вычисляю одну из причин своих бед: мясо. Больше его не ем, и со следующего дня самочувствие улучшается. Теперь нас ждёт восточная стена Большого Ганзы с перепадом высот 1400—1800 м. Она весьма впечатляет. Первый раз эту стену я увидел в 1998 г., тогда же был намечен первый вариант маршрута на вершину.
А в 2000 г. мы снова оказались под стеной, но к этому моменту прошли уже очень много всего, порезали на спусковые петли большую часть одной верёвки, а с последней оставшейся лезть на такую стену не рискнули. Зато окончательно определили вариант возможного восхождения, и теперь нет необходимости чтото разведывать и выбирать путь, нужно просто лезть на наше ребро (маршрут так и назвали: «Большой Ганза по восточному ребру»). И вот мы на площадке под этим ребром, на котором отдыхали в 2000 г. при спуске с перевала Фанская Сказка (3А). В этот раз у нас три основные верёвки плюс одна вспомогательная.
Кроме того, весь скальный арсенал: молотки, крючья, закладки, крюконоги, лесенки и скальные туфли, без которых здесь было бы неуютно. Нижняя часть ребра скальная, воды нет. Участки сложного лазания попадаются уже на второй верёвке. В дело идут и крючья, и закладки. Наши первые верёвки уже висят, и ранним утром мы начинаем подъём. Наша «гусеница» (группа на «перилах») растягивается по стене, верёвки переползают (передаются) снизу вверх. Пятая, шестая... На середине девятой обедаем. Позади уже сложный нависающий участок и 70%метровая стена над ним, участки с вытаскиванием рюкзаков на верёвке.
Лезем дальше. Пошёл снег. 12-я, 13-я... Снегопад всё сильнее. Ищем место для бивака. Вот осыпная полка, градусов 30, но выровнять площадку под палатку можно. Это конец 14%й верёвки и первый наш ночлег на стене. Роем площадку и ставим палатку. Тихо шуршит снег, ничего не видно. Под снегом скрываются рюкзаки, верёвка, провешенная на завтра, палатка... Скалы запорошились снегом и обледенели. Как это всё знакомо! Проходим провешенную вчера верёвку. Солнце уже светит, отогревая скалы, мы вышли попозже, чтобы снег и лёд стаяли. А следующая верёвка оказалась самой сложной на подъёме: на прохождение её мы потратили несколько часов.
Естественно, рюкзаки пришлось вытаскивать. Да и первому тяжело было лезть в ботинках (скальные туфли на обледенелых скалах не наденешь). И снова «гусеница» ползёт вверх. Начинаются участки снега и льда. В конце 24-й верёвки снова устраиваем бивак. На этот раз на снежном гребне. Здесь мы пожалели, что не взяли с собой лопату: ледорубами площадку для палатки делали почти три часа. Провесили вверх ещё пару верёвок. Лёд, скалы. Работы впереди много, но мы уже близко к вершине. Утром ещё пара верёвок по скалам, а дальше только лёд и снег.
Снова бесконечная цепочка верёвок. Тут проще, кое-где можно было бы идти в связках, но участки с карнизами и трещинами заставляют продолжать цепочку «перил». По снегу и льду идти быстрее, мы уже под вершинной башней, которую обходим справа, и к концу 18%й на сегодня верёвки выходим на вершинный гребень. 42 верёвки и три дня работы позади. Уже шесть вечера, ищем удобное место для ночлега. Такое находится над скальными сбросами, даже ровнять не нужно. А то была бы проблема: под 10%сантиметровым слоем снега — жёсткий лёд. Утро. Очень холодно.
К тому же после вчерашнего пути по снегу ноги не совсем сухие, и мы мёрзнем, несмотря на поздний выход (в 10-м часу). Высота 5200 м. За 20 минут поднимаемся на вершину. Потом быстро сбегаем к рюкзакам и двумя связками начинаем спуск по единственному ранее пройденному на вершину Большого Ганзы маршруту (2Б). До седловины перевала Седло Ганзы 900 м по высоте. Спуск занял чуть больше полутора часов. На Седле Ганзы остановились отдохнуть, подсушиться и пообедать. Время нас уже поджимает, поэтому сегодня ещё надо пройти связку перевалов (в том числе Западный Гусева%Мухина, 2Б). К шести вечера вышли на ледник Малый Ганза, под следующее наше первопрохождение.
Итак, новый маршрут пройден. По альпинистской классификации, думаю, это 5А к.т., по туристской — траверс 3Б*. Затем, поднявшись по южному контрфорсу вершины Пайхамбер, прошли ещё один новый перевал Заґмок (3Б). На его седловине заночевали и утром взошли на вершину Замок. И вот мы на Алаудинских озёрах, под «крылышком» у альпинистки Р.Арефьевой из Москвы, представителя столичной турфирмы «Вертикаль». Тут три жилых домика, внутри есть все удобства. Правда, горячий душ только по вечерам, когда включён дизель. На базе отличная столовая и прекрасные люди.
От Руфины Григорьевны узнаём, что сырую воду в районе пить нельзя. Мы её последний раз пили накануне вечером. Весь следующий день — днёвка, отъедаемся в столовой. А к вечеру свалился Влад. Температуры нет, рвота, понос и т.д. Решили, что он просто обожрался и под рюкзаком всё пройдёт. Отдыхаем ещё день, потом выходим. Владу не лучше. Планировали к вечеру подняться на 4500 м под начало подъёма на перевал Чимтарга, 1Б (дальше собирались пройти траверс вершин Чимтарга — Мирали — Мария — Сарышах, всё вместе получилось бы 4Б—5А по альпинистской классификации), но дотянули лишь до 4000 м.
У Влада одышка, вверх идти не может. Ранним утром ничего не изменилось. Понимаем, что у Влада какая%то инфекция, начинаем кормить его таблетками, которых в аптечке уже практически не осталось. Считаем варианты. После такого обезвоживания организма нужно пару дней восстанавливаться. Тогда остаётся слишком мало времени, чтобы закончить маршрут даже по запасному варианту через три перевала. Решение единственное: уходим вниз. И домой. Мы не прошли последнюю «тройку Б» — будет причина вернуться.
А настрой у команды был какой-то сумасшедший, думаю, прошли бы всё. Но как только двинулись вниз, стоило расслабиться, — силы кончились, стали чувствовать свои колени и прочие болячки. Основную же линейную часть маршрута мы прошли полностью. Всё, что планировали. И это здорово! В заключение хочу сказать, что в Фаны ездить можно, причём с любой стороны: и через Узбекистан, и через Таджикистан (Душанбе или Худжент). Мы пользовались для заезда и выезда услугами фирмы «Вертикаль», причём не первый раз.
Если вы цените своё время, обращайтесь в эту фирму (координаты внизу). Более того, если финансы позволяют вам пожить в домиках на Алаудинских озёрах, приезжайте туда обязательно. Чем больше нас будет там, тем больше шансов на выживание базы. Ныне она единственная в Фанах, сохранившая спортивную направленность. Ежегодно там проводятся очные чемпионаты СНГ по альпинизму (скальный класс). А ходить в районе есть куда и туристам, и альпинистам.
В этом сложнейшем походе 6 к.с. по Фанским горам, за 20 ходовых дней (плюс 5 днёвок) пройден маршрут протяжённостью 142 км через 13 перевалов (из них четыре — 3А—3Б* к.т.), совершено 4 восхождения на вершины по маршрутам от 2А до 5А к.т. Было провешено 4265 м «перил» (большая часть по скалам), использовано более 150 промежуточных точек страховки и станций на скальных крючьях или закладках (стоперы, френды), более 50 ледобуров, более 40 точек траховки на снегу.
Во время похода туристы совершили 5 (!) первопрохождений, в том числе перевала Плечо Ганзы (3Б* к.т., 5306 м), пройдя почти отвесную восточную стену горы и траверс пика Большой Ганза (5306 м, на верхнем фото), второй по высоте вершины Фанских гор. Поход заявлен на чемпионат России по спортивному туризму, а первопрохождение на пик Большой Ганза — на чемпионат СНГ по альпинизму (такое сочетание уже само по себе необычно).
Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/