Легендарная Тридцатка

Ночевки в приютах, туристы не готовят, 7 дней

Через горы к морю 2024 с облегченным рюкзаком!

История восхождений на Эверест

29 мая 1953 г. в 9 часов утра по местному времени новозеландец Эдмунд Хиллари и шерп Тенцинг Норгей смотрели на панораму гималайских гор с южного склона Джомолунгмы (Эвереста). Дальше шёл спуск на перемычку, а за ней начинался последний подъём… Хиллари рубил ступени, а когда он выдохся, вперёд вышел Тенцинг. Он двигался медленно, отдыхая после каждого шага. И вдруг – конец. Край земли! Перед ними лишь прозрачный воздух и голубое небо. Всё остальное осталось внизу. В 11 часов 30 минут Хиллари и Тенцинг стояли на «крыше мира», на высоте 8848 м над уровнем моря. «Третий полюс» был открыт! …

Через год все любители гор будут отмечать 60-летие того знаменательного события. А в этом году только что тихо прошла другая памятная дата, оставшаяся незамеченной центральными СМИ: ровно 30 лет назад на Эверест впервые поднялись наши соотечественники. Причём выбрали для этого сложнейший маршрут по контрфорсу юго-западной стены, который с тех пор никто так и не повторил. Во время кинофестиваля «Вертикаль» в Москве состоялось чествование героев Эвереста, трое из которых, увы, не дожили до этого дня…

Питер Хабелер, совершивший бескислородное восхождение вместе с Райнхольдом Месснером на Эверест в 1978 г., в своей книге писал: «Трагически закончилась попытка русских сделать восхождение на гору первыми. Они попытались осуществить это в начале зимы 1952 г. 35 опытных альпинистов, среди которых известные физиологи – исследователи воздействия высоты, – геологи и медики, добрались до северного склона Эвереста через Тибет. Затраты были огромными. 5 военных самолётов перебрасывали снаряжение из Москвы через Новосибирск и Иркутск в Лхасу.

Но подход в базовый лагерь длился дольше, чем ожидали. У команды была переносная рация, с помощью которой они связывались напрямую с Москвой. 6 человек, взяв с собой рацию, отправились к вершине. Они передали, что организовали лагерь на высоте 8050 м и что, в зависимости от погоды, дня через два предпримут штурм вершины. После этого аппарат замолчал. Москва забила тревогу. На гору отправились поисковые команды. Но 6 альпинистов пропали бесследно. Только спустя 18 дней поиски были прекращены, поскольку наступила зима. Весной они были продолжены. И вновь безрезультатно.

Предполагают, что штурмовая группа была захвачена лавиной и сброшена в долину. Официально никогда нельзя было узнать что-либо об этой экспедиции. Но кое-какие сведения просочились. Например, то обстоятельство, что снаряжения в экспедиции было недостаточно и оно было устаревшим. Позднее призвали к ответу и строго наказали ответственных за слишком поспешное и недостаточно организованное мероприятие». Я пытался с помощью мастера спорта международного класса Виктора Некрасова найти какие-либо следы этой экспедиции. Безрезультатно.

Согласно официальным данным, Советский Союз ничего подобного не организовывал. Советские альпинисты мечтали о восхождении на Эверест десятки лет, но по разным причинам оно всё время откладывалось. В конце концов из Непала было получено разрешение на восхождение в 1980 г. Однако в ЦК КПСС сказали: «Можете готовиться к проведению экспедиции в любом году, кроме 80-го». О 1980-м и речи не могло быть: в том году в Москве должны были пройти Олимпийские игры, которые, естественно, были престижнее восхождения на Эверест. К тому же, если вдруг экспедицию постигнет неудача, это будет компрометировать страну в глазах Запада.

Вспоминаю, что ещё в 1979 г. участвовал в переговорах с японскими представителями. Они предложили включить трёх альпинистов-операторов из Японии в состав нашей экспедиции, чтобы ежедневно по 15 минут в прямом эфире давать информацию о ходе восхождения. Главный мотив отказа Спорткомитета: а вдруг в экспедиции будет несчастный случай?! Её, можно сказать, готовила вся страна, были привлечены многие научные учреждения и производственные фирмы. Отбор спортсменов был жесточайший. И вот в мае 1982 г. сбылась мечта многих поколений советских альпинистов: 11 отважных поднялись на Эверест, в том числе дважды – ночью. Первой поднялась на вершину двойка В. Балыбердин – Э. Мысловский. Сложные и порой не безоблачные отношения складывались между ними во время восхождения.

Их характеры точно и тонко описаны в книге «Эверест-82», как и их безмолвное соперничество, безграничное терпение. Они взошли первыми, помогая друг другу, выручая друг друга и преодолевая себя, свои слабости. Напомню, что 4 мая в 12 часов 50 минут (время московское) на вершину взошли Владимир Балыбердин (порядковый номер восхождения на вершину – 118) и Эдуард Мысловский (117), поздно ночью 4 мая – Сергей Бершов (120) и Михаил Туркевич (119), 5 мая – Сергей Ефимов (121) и Валентин Иванов (122), 8 мая ночью – Казбек Валиев (123) и Валерий Хрищатый (124), 9 мая – Юрий Голодов (125), Владимир Пучков (127) и Валерий Хомутов (126).

11 альпинистов прошли по новому сложнейшему маршруту, который до сих пор никем не повторён (лишь однажды японцы предприняли неудачную попытку). Перед восхождением американцы пытались сорвать продвижение нашего каравана с грузами в базовый лагерь. Так, на одном из участков разобрали мост и для постройки «нового» привлекли местных жителей, платя им зарплату за каждый день значительно больше, чем они получили бы за переноску груза в экспедиции (35 рупий вместо 24). А портеров (носильщиков) надо было для экспедиции нанять около 600. Караван с трудом прошёл первые 3 дня, зато дальше всё пошло гораздо проще. (Было и несколько смешных эпизодов.

Скажем, кислородные баллоны были упакованы в коробки из белой пористой пластмассы. Местные жители были уверены, что в коробках находится водка. Только зачем так много!) В конце апреля 1982 г. поступила нота из Китая, в которой выражалась озабоченность, что советские альпинисты на последних этапах восхождения пройдут по территории Китая, то есть нарушат границу, которая проходит по горе. Пришлось мне в Москве давать гарантию, что ни на один метр наши альпинисты на территорию Китая не зайдут. Вспомним словами героев, как были пройдены последние метры маршрута. Э.Мысловский: «…Снизу провешено 80 концов верёвки до лагеря 5, нет ни одного метра без верёвки.

Вечером в лагере 4 прослушал по радио из базового лагеря концерт, присланный из дома. Очень вдохновило, даже прослезился. Утром Балыбердин начал обработку маршрута вверх, а я пошёл вниз за рюкзаком. Начал движение и не рассчитал длину репшнура у зажима, который взял у Балыбердина, на чуть отрицательном участке… и перевернулся вниз головой. Пытался снять рюкзак, который был на одной руке, но не удержал. Это моя ошибка. …Ночь не спали. Володя ворочается с боку на бок. Боится пропустить начало рассвета – опоздать на вершину. Скоро начнёт светать. Мы должны будем выйти наверх. Встанем в 5 утра, поставим примус, разогреем чай и будем собираться. До вершины остаётся 348 м туда и 348 – оттуда. Но идти мы будем больше 20 часов.

Почти сутки… В 6 утра мы молча соберёмся и молча пойдём вверх… Вышли на гребень. Скалы – покатые сланцы. Прошли 2 верёвки крутого скального пояса, где провешен репшнур югославской экспедицией. Балыбердин шёл всё время без кислорода, не отставал от меня. Погода хорошая, шёл без очков…». В.Балыбердин: «Перед самой вершиной я и сам начал заметно уставать, часто отдыхал. У Эдика кончился один баллон, и на новом – для экономии – поставили подачу 1 литр в минуту. Но теперь и при таком расходе он меня не тормозил, так как я шёл очень медленно… Я связался с базой и сказал: «Во все стороны пути только вниз. Прямо передо мной торчит из снега небольшой металлический пупырь… Спуск начали через час, в 15.35. Пошёл снег.

Я и без того еле тащился, а Эдик и подавно. А когда стало скользко на скалах, мы и вовсе поползли, как черепахи. В 16 часов я понял, что мы можем крепко застрять… В конце концов я убедил Эдика, что нужно сообщить о нашем положении базе и Иванову… Мы… продолжили спуск. Как назло, на первой же крутой стенке Эдик ушёл метров на 30 левее маршрута. Здесь мне пришлось оставить рюкзак. Я подумал, что завтра быстренько сбегаю за ним. У меня стёрлось ощущение расстояния и сложности маршрута… Через пару часов, когда уже стемнело, я вышел на связь с базой и узнал, что к нам идут Бершов и Туркевич. Так мне на помощь пришла группа, которую я когда-то назвал хилой компанией и высказывал сомнения в её надежности.

Жестокий урок… С одной стороны, это сообщение нас обрадовало, с другой – мы, видимо, совсем расслабились. Пожалуй, соображал я плохо, так как прошёл мимо собственных «кошек» вместо того, чтобы надеть их. Очень не хотелось снимать рукавицы в такой мороз. Одна рукавица была сильно порвана, рука в ней мёрзла, поэтому я постоянно менял рукавицы местами. У Эдика кончился кислород… Не знаю, сколько ещё времени я мог бы двигаться, Не было ощущения, что вот-вот кончатся силы. Они давно уже кончились. Организм вошёл в режим какого-то безразличного состояния… Когда у меня кончился кислород, я отдыхал через каждые 10 м. Казалось, что в палатку я влез на самом последнем пределе.

Но где этот последний предел? И что после него? Пожалуй, никогда за всю альпинистскую карьеру я не был так близок к концу…». М. Туркевич: «В 6 часов вечера я и Серёжа Бершов выходим из палатки. В рюкзаках у нас по три баллона с кислородом: два ребятам и по баллону про запас. Вернее, это наш шанс восхождения на гору. Привязал к рюкзаку «кошки», которые не взял Мысловский, радиопередатчик засунул в наружный карман ветровки, включил его на приём, чтобы всё время слышать ребят… Нас торопят и наступившие сумерки, и усилившийся снегопад. Правда, сквозь тучи пробивается лунный свет. Но от него не легче: идём с теневой стороны. Около часа лезем по заснеженным крутым скалам…

Эдик поднялся навстречу, мы обнялись, и он сразу сел. Силы совсем оставили его. К тому же, как узнали позже, он здорово обморозился… Ребята еле выговаривают слова, делают длинные паузы, чтобы отдышаться. …Мы с Сергеем присоединяем им кислородные аппараты. Вначале Мысловскому. Рюкзак ему заменял чехол из-под палатки. В нём – заветные камни, взятые с пред-вершины. Даже в такой непростой ситуации Эдик не бросил их… Нас тянула вершина, и мы не могли противиться её зову. Уверенные в успехе, шли быстро. На пути попадались крючья и карабины, оставленные Володей, потом нашли его анорак и рюкзак.

Значит, несмотря на ночное время, идём правильно. Вот и последняя 40-метровая стена. Снег идёт, не переставая. От срывов спасают «кошки». .. Над нами пульсировали звёзды величиной с кулак. Они срывались и падали к нам на землю. Фантастический звездопад! Луна висела над самой головой, и до неё, казалось, можно достать рукой… Ради таких вот минут торжества над стихией, ради возможности проверить себя, лучше узнать друзей, достичь предела возможного и заглянуть за этот предел – ради всего этого стоит ходить в горы. Стоит жить! ...Вскоре внизу в лунном свете мы увидели Балыбердина и Мысловского.

Они двигались… в противоположном от спуска направлении. Путь спуска на этом участке обозначен перильной верёвкой, по которой легко ориентироваться, но непогода и ночь, а также нечеловеческая усталость сделали своё дело – ребята «не узнали» склон… Когда они подошли, у всех нас вновь появилась, уже бесповоротно, уверенность в благополучном исходе штурма. Мы окончательно поняли, что день 4 мая 1982 г. завершается победой советской экспедиции над самой высокой вершиной планеты. Победой, к которой мы шли по самому трудному пути…».

От редакции. Нет, наверно, такого российского альпиниста, которому была бы незнакома фамилия автора этого материала. Десятки лет В.Шатаев стоял во главе структур альпинизма в нашей стране, отдавал все силы для его развития. На его счету также множество сложнейших восхождений, в том числе на два восьмитысячника, включая Эверест, на который от поднялся в 1995 г. в возрасте 58 лет. А 1 мая нынешнего года В.Шатаеву исполнилось 75 лет. Юбилей он встретил в Гималаях, совершая трекинг вокруг Аннапурны. Редакция «ВВ» шлёт Владимиру Николаевичу самые сердечные поздравления и желает ему крапкого здоровья и новых вершин!

История рекордов Эвереста

Первая экспедиция: британская группа под руководством Чарльза Говарда Бури в 1921 г. разведала подходы со стороны Тибета и достигла Северного седла (7007 м).
Первая смерть: доктор Александр Каллас (Великобритания) в 1921 г.
Первое успешное восхождение: Норгей Тенцинг (Непал) и Эдмунд Хиллари (Новая Зеландия) 29 мая 1953 г. достигли вершины через Южное седло.
Первое восхождение с севера через Северное седло: Ванг Фу Чоу, Гонпа и Чю Юнг Хуа (все – Китай) 25 мая 1960 г.

Первое зимнее восхождение: Кшиштоф Велицки из Польши 17 февраля 1980 г. через Южное седло
Первое одиночное восхождение: Рейнгольд Месснер (Италия) с севера 20 августа 1980 г.
Первая женщина: Юнко Табей (Япония) достигла вершины 16 мая 1975 г.
Первое бескислородное восхождение: Рейнгольд Месснер (Италия) и Петер Хабелер (Австрия) 8 мая 1978 г.
Первый спуск на параплане с вершины: Жан Марк Буавен (Франция) 26 сентября 1988 г.

Первая женщина, поднявшаяся на вершину без кислорода: Лидия Брадей из Новой Зеландии 14 октября 1988 г.
Первое российское восхождение без кислорода: Сергей Арсентьев 7 мая 1990 г.
Первая женщина из России: Екатерина Иванова 10 мая 1990 года (11-я женщина на вершине).
Первая супружеская пара: Андрей и Мария Стремфели из Словении 7 октября 1990 г.
Первые отец и сын, вместе достигшие вершины: Жан Ноель Роше и его сын Бертранд Роше из Франции 7 октября 1990 г.

Первые два брата, совместно поднявшиеся на вершину: Альберто и Феликс Инурратеги из Испании 25 сентября 1992 г.
Первым с протезом ноги поднялся Том Уиттакер из США 27 мая 1998 г. Самое долгое пребывание на вершине: Бабу Чири Шерпа (Непал) 21 мая 2000 г. Находился там 21 час.
Первый спуск на лыжах: Даво Карникар (Словения) за 5 часов спустился с вершины Эвереста в базовый лагерь 7 октября 2000 г.
Первый слепой, поднявшийся на вершину: американец Эрик Вайенмайер 25 мая 2001 г.
Первый спуск на сноуборде: Марио Сиффреди из Франции 23 мая 2001 г. за 4 часа с вершины через кулуар Нортона до базового лагеря

Скоростной рекорд подъёма на вершину из базового лагеря – 8 часов 10 минут – 21 мая 2004 г. установил Пемба Доржее Шерпа (Непал).
Поженились на вершине: непальская пара – 24-летняя Мони Мулепати и 23-летний Пем Доржее – 30 мая 2005 г.
Самый молодой восходитель из России: Сергей Кофанов (Москва) поднялся 21 мая 2006 г. в возрасте 28 лет.
Самый пожилой восходитель: Бахадур Ширчан (Непал) поднялся на вершину 22 мая 2008 г. в возрасте 76 лет.
Первые в истории мать и дочь, которым удалось вместе стоять на вершине: Ники и Шерил Барт из Австралии в мае 2008 г.
Самый пожилой восходитель из России: Николай Чёрный достиг вершины 21 мая 2009 г. в 69 лет 5 месяцев.
Самый молодой восходитель: Джордан Ромеро (США) 22 мая 2010 г. поднялся на вершину в возрасте 13 лет.

Самая молодая супружеская пара: канадцы Викаш Каушик (24 года) и Шушма Каушик (27) в мае 2011 г.
Первая женщина, которая взошла дважды за один сезон: непалка Чурим Долма Шерпа (27 лет) 11 и 19 мая 2011 г.
Наибольшее количество восхождений: Апа Шерпа (Непал) сделал это в 21-й раз 11 мая 2011 г.
Между 1953 и 2011 гг. на Эверест было совершено 5584 восхождений 3448 альпинистами (некоторые из них взошли более одного раза).

Наши на Эвересте

Наши впервые на Эвересте

Согласно данным, которые много лет ведёт В.Шатаев, за 29 лет – с мая 1982 г. по 21 мая 1911 г. – на вершине Эвереста (он же Джомолунгма, Сагарматха) побывали 170 альпинистов из СССР и бывших советских союзных республик, совершившие на Гору 197 восхождений. В том числе спортсменов из СССР (до 7 ноября 1991 г.) – 22 (одна женщина – Екатерина Иванова); из РФ – 91 (в том числе 4 женщины – Анна Акинина, Елена Горелик, Людмила Коробешко и Карина Мезова); из Казахстана – 13 (одна Людмила Савина); из Узбекистана – 11 (одна Светлана Баскакова); Украины – 10; Грузии – 8; Белоруссии – 5; Латвии и Эстонии – по 3; Литвы – 2; из Азербайджана и Молдавии – по 1.

Дважды поднимались на вершину Сергей Арсентьев, Владимир Балыбердин и Анатолий Мошников (СССР, РФ), Владимир Башкиров, Алексей Болотов, Виктор Володин, Иван Душарин, Юрий Ермачек, Сергей Кофанов, Пётр Кузнецов, Николай Тотмянин и Николай Чёрный (РФ), Бидзина Гуджабидзе (Грузия), Игорь Свергун (Украина) и Ильяс Тухватуллин (Узбексистан, РФ). Трижды – Сергей Бершов (СССР, Украина), Александр Абрамов, Виктор Бобок и Сергей Ларин (РФ), четырежды – Анатолий Букреев (СССР, Казахстан) и Евгений Виноградский (РФ).

Без использования дополнительного кислорода совершено 18 восхождений (только мужчины). Восхождений по возрасту (по имеющимся данным): до 30 лет – 18, от 30 до 40 – 70, от 40 до 50 – 71, от 50 до 60 – 24, от 60 и старше – 3. Самый молодой – Андрей Молотов из Казахстана (ему было 23 года), самый пожилой – москвич Николай Чёрный (69). Совершено восхождений через Северное седло Горы – 135, через Южное седло – 38. Совершили первопрохождение новых маршрутов – 23. Были членами коммерческих экспедиций – 47. После достижения вершины погибли на спуске четверо.

Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/

Эверест. Открытка, выпущенная в Непале к юбилею – 50-летию первого успешного восхождения на Эверест