11111
Перед началом Великой Отечественной войны, в 1930-х годах, немецкие альпинисты принимали активное участие в восхождениях на вершины Кавказа, особенно в районе Приэльбрусья. Многие из тех альпинистов потом стали офицерами горнострелковой дивизии которая на шевронах использовала изображения цветка эдельвейс, дивизии с таким названием у немцев не было, но она была одной из лучших дивизий вермахта. Немцы, помимо восхождений, изучали обстановку: уточняли карты, наличие троп, проходимость перевалов, переправы через реки, то есть изучали места, где потом фашистским войскам предстояло вести бои.
Интересный момент: среди немецких альпинистов был известный восходитель Людвиг Шмадерер. Он во главе немецких альпинистов в 1936 г. хотел первым пройти траверс всех вершин массива Шхельды, но его опередили советские спортсмены во главе с Олегом Аристовым. Уязвлённый Шмадерер прервал свой траверс. Кстати, он сделал восхождение на одну из вершин Шхельды (Западную) по новому пути, и этот маршрут у альпинистов и поныне называется «по ребру Шмадерера». Вскоре Л. Шмадерер появляется совсем в другом месте – в Гималаях…
Сейчас довольно часто пишут в СМИ и показывают сюжеты по TV о нацистском институте «Аненэрбе» («Наследие предков»), который вначале изучал историю древних германцев, а позже начал исследования оккультных и мистических течений, алхимии, масонских лож, пророчеств Нострадамуса и т.п. Во время Великой Отечественной войны специалисты «Аненэрбе» следовали за войсками и вели работы на захваченных территориях: проводили археологические исследования, раскапывали курганы в Украине, искали и находили древние клады, отбирали наиболее ценные музейные экспонаты в завоёванных городах для вывоза в Германию.
Ещё институтом «Аненэрбе» были организованы несколько экспедиций в Тибет. Нацисты планировали создать там постоянно действующий центр и сделать попытку колонизации Тибета, который, как они считали, является таинственной прародиной ариев – предков германских нацистов. Под личным патронажем Гиммлера в 1938 г. была сформирована экспедиция в Гималаи к подножию Канченджанги (8585 м). Это третий по высоте восьмитысячник на планете и один из самых труднодоступных. Первыми исследование района Канченджанги и путей возможных восхождений на неё начали англичане в 1899 г.
Потом к горе было проведено около 20 экспедиций разных стран. И только в 1955 г. англичанам первыми удалось взойти на вершину. Это произошло на два года позже покорения высотного полюса Земли – Джомолунгмы. Интересно, что, согласно хронологии, германские альпинисты организовывали экспедиции к этой горе в 1929, 1931, 1936, 1937, 1939 гг. Интересно и то, что в 1937 и 1939 гг. восходителями руководил Л. Шмадерер, который до этого был на Кавказе.
Но Канченджангу покорить не удалось, взошли только на расположенные рядом семитысячники. Германская экспедиция 1938 г. (кстати, не отмеченная в хронологии экспедиций), проводившаяся под эгидой института «Аненэрбе», с большими трудностями через Индию и Тибет достигла района Канченджанги. Возглавлял экспедицию сотрудник «Аненэрбе» Э.Шефнер, впоследствии руководивший тибетским отделом института. Э.Шефнер и некоторые немецкие специалисты считали, что у подножия Канченджанги находится один из входов в Шамбалу. И вот тут начинается невероятное.
Далее, как пишет автор книги «Аненэрбе» Ганс-Ульрих Кранц, члены экспедиции установили на вершине (скорее всего, на одном из отрогов горы) контейнеры с радиоаппаратурой, которая могла работать в автономном режиме. Мощный передатчик обеспечивала электричеством ветроэнергетическая установка. Все подходы к передатчику были заминированы. До 1942 г. действовал радиомост с Лхасой (столицей Тибета), пока в том же году окрестности Канченджанги не посетили англичане (эта экспедиция тоже не отмечена в хронике экспедиций) и не попытались захватить передатчик.
Группа восходителей подорвалась на установленных минах, а вызванные их взрывами лавины уничтожили передатчик и следы базового лагеря немцев, обнаруженного англичанами. Все эти события описаны в книге фон Кранца. Насколько они соответствуют действительности, ещё предстоит исследовать, когда будут рассекречены многие документы. Любопытный факт: с большим трудом англичанам в 1950-х годах удалось получить разрешение на восхождение у властей штата Сикким в Индии.
Власти категорически возражали против подъёма на Канченджангу, так как религиозные круги считали вершину священной, а любое восхождение – оскверняющим её. Разрешение на восхождение дали с условием не ступать на высшую точку горы, остановиться не ближе 6 м до неё по горизонтали и 1,5 м по высоте. Первовосходители (англичане Браун и Бенд), как истинные джентльмены, так и сделали, не дойдя нескольких шагов до пологого купола вершины. Аналогично в своё время и жители горной Сванетии на Кавказе так же суеверно относились к восхождениям на священную для сванов Ушбу, с которой у них связаны многие легенды и предания.
Но массовое развитие альпинизма, в том числе и в самой Сванетии, поколебало суеверия. И представители маленькой народности – сваны – стали одними из лучших альпинистов бывшего Союза. Помню, как после окончания смены в альплагере мы через перевал спустились в Местию – столицу Сванетии. Как раз была годовщина смерти знаменитого альпиниста свана Миши Хергиани. Его родственник встретил нас на дороге и спросил, кто мы и откуда.
«Альпинисты со всего Союза, – отвечаю, – пришли поклониться могиле Миши и его Родине». – «Спасибо за Мишу», – прослезился сван и спрашивает: «А ты, дорогой, на Ушбе был?» – «Нет ещё», – отвечаю. «Тогда ты ещё маленький альпинист!» – приобнял меня за плечи сван. Что ещё интересно: судя по хронологии экспедиций на восьмитысячники, германских восходителей фактически не интересовал ни один другой восьмитысячник, кроме Канченджанги. Видимо, неспроста их так тянуло к этой горе!
Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/