Легендарная Тридцатка

Ночевки в приютах, туристы не готовят, 7 дней

Через горы к морю 2024 с облегченным рюкзаком!

Поход на Ладогу

Онежское озеро, да всё как-то не складывалось. Однажды, в июне, случай позволил попробовать осуществить мечту, но только не на Онеге, а на Ладоге. Этот поход должен был стать ещё и первым моим одиночным путешествием. Приключения начались в Петербурге, когда багажник стал ломаться от моего слишком большого скарба. Я останавливалась на набережной Невы, по которой ехала, чинила злосчастный багажник, выпрашивая какие-то винтики и проволочку у владельцев катеров. Но такой починки оказалось мало.

Поэтому, доехав на электричке с Финляндского вокзала до станции Осельки и добравшись там до леса, я вынуждена была сделать новый деревянный багажник. Это было лучше, чем ничего, хотя, конечно, веточки для конструкции стоило выбрать посолиднее. Но что-то всё равно продолжало скрестись и мешать ехать. Я останавливалась, проверяла багажник, резюмировала его пригодность и ехала дальше. Но вскоре велосипед встал окончательно. Пришлось изучить проблему более детально.

Виноваты оказались тормоза, которые почемуто намертво зажали заднее колесо и уже успели прорезать в ободе 4 симметричные дыры (одна напротив другой, а ещё две, видимо, образовались после того, как колесо всё же провернулось). Тормоза пришлось отпустить, а колёса обмотать армированным скотчем. Мне оставалось всего 2 км до озера Лембозера, где в этот момент находился со школьным лагерем мой сын (собственно, это и было причиной того, что я оказалась на Ладоге). В лагере починка «коня» уже была основательной: на трещины я поставила «шины» – гаечные ключи – и снова всё укутала скотчем. У сына я провела полдня и отправилась на станцию Васкелово, где должна была встретиться со своим другом Эмилем.

К сожалению, он смог вырваться из города лишь на субботу и воскресенье. В этот вечер колесо ещё как-то ехало. Багажник же Эмиль признал неудовлетворительным и сделал новый, да такой прочный, что его потом выкидывать было жалко. Все нормальные люди считают, что объехать вокруг Ладоги – это проехать на некотором расстоянии от озера, причём по хорошим асфальтовым дорогам. Так может сделать каждый. Мне же хотелось двигаться максимально близко к озеру, поэтому мои дороги очень редко были асфальтовыми. И моему «коню» это не нравилось: он ломался. Щели в ободе росли. Мы увеличивали длину «шин», Эмилю всё время приходилось выправлять «восьмёрку» на колесе.

Во время очередной остановки для ремонта он не выдержал: разобрал колесо и просверлил маленькие дырочки на конце каждой щели, утверждая, что, по законам физики, в этом случае щели дальше расти не будут. Но как бы не так… Переночевав на очень живописном озере Гусинском, мы отправились дальше. Посмотрели издалека на остров Коневец. Так хотелось туда попасть, но везти на остров нас никто не собирался. Пришлось следовать своим путём. Из-за моего желания быть рядом с водой дороги, по которым мы ехали, были исключительно лесными и песчаными, и продвигались мы с большим трудом.

Я уже понимала, что не объехать мне Ладогу. До Сортавалы бы добраться, а Эмилю – до Приозёрска! Да тут ещё одно приключение. Дорога вывела нас к устью реки Бурной. На карте в этом месте показан мост, но его не оказалось… Эмиль был в шоке, потому что объезд, как нам подсказали, надо было делать через Лосево (такое расстояние мы хотели осилить до конца совместного путешествия). И всё же перебраться на другой берег удалось – на рыбацкой лодке… Эмиля я проводила в Приозёрске. Почему я не взяла его велосипед? Обычный дорожник… А мой сломанный лучше, что ли? Почему не поехала в Питер, чтобы взять велосипед у подруги или купить новое колесо? Уму непостижимо…

Видимо, очень хотелось вперёд! Однако вперёд удалось уехать недалеко. В день отъезда Эмиля, правда, осилила километров 20. И то по хорошей асфальтовой дороге. И вот стою в красивом сосновом лесу. Впервые одна. Аккуратный костерок из напиленной и наколотой сосны… Утром миновала Кузнечное – последний пункт остановки электрички, затем полустанок Куликово. Здесь уже останавливается лишь «кукушка», один раз в день. Покупаю в магазине бутылку «Ессентуков» в дорогу. Проезжаю ещё километра 3 – и опять перестаёт ехать велосипед. Разбинтовываю колесо.

Плохи дела! Не помогли Эмилевы дырочки. Трещина пошла дальше и уже почти добралась до ниппеля. Ремонт надолго. А тут, как назло, начал накрапывать дождик. Отхожу метров на 100 от дороги и прямо в траве на поляне ставлю палатку (увы, другого места здесь не было). Думаю: «Поживу здесь немного. И дождик пережду, и велосипед починю». Но дождь усилился, а чинить велосипед под тентом оказалось очень неудобно. Решила пережидать. Но обложило не на шутку, видимо, не на один день. Очень хочется добраться до Сортавалы, но внутреннее чутьё подсказывает, что пора обратно.

До ночи так ничего и не решила, надеясь на лучшее. Пришла ночь. Я одна. Лежу в палатке посреди поляны. Леса рядом нет, воды тоже. Посёлок в 3 км, а дорога в 100 м. Самое лучшее место для ночёвки одинокой барышни… О костре я и не думала: дров нет. Немного мюслей с «Ессентуками», курага – вот такой ужин. Такой же и завтрак. А утром – грустное решение: надо возвращаться назад. Под дождём снимаю палатку. Чиню велосипед. Трещины уже так близко подобрались к ниппелю, что шину невозможно надуть полностью. Это окончательно укрепило меня в решении закончить поход.

Еду под дождём, пружиня на плохо надутой шине. Всё время её подкачиваю. Километра за 2 до Кузнечного камера лопнула. Но электричка была уже близка… Сколько же ценных выводов я сделала в этом несостоявшемся походе! (Кстати, он длился 5 дней.) Как многому он меня научил! Сейчас трудно представить, что можно было нагородить столько ошибок. Конечно, ремнабор надо подбирать очень тщательно, особенно когда едешь одна. Может быть, я и перестраховываюсь, но с тех пор вожу с собой винтики и гаечки на все случаи жизни, все возможные ключи, много проволоки и различного скотча.

И даже запасной трос и педали. . Подбор багажника – дело непростое. В следующих походах я сломала ещё несколько, пока поняла, какой он должен быть, чтобы выдержать вес моего рюкзака. Всем, кто путешествует со мною, хорошие багажники купила. (Трубки, из которых он сделан, должны быть толстыми и, желательно, свинченными, а не сварными). И каждое утро мы всей командой проверяем, хорошо ли затянуты болты на багажниках. Кстати, рюкзак у меня тогда тоже был неудобный, самодельный.

Он оттягивал багажник назад. Теперь я всю свою команду снабдила рюкзаками фирмы «Пик-99». Они очень удобны. Да и на дороге в темноте вы всегда будете заметны с таким рюкзаком. Конечно, было ошибкой продолжать путь на сломанном велосипеде. Но тогда жалко было терять время. В результате это привело к сорванному походу. А ведь потеряй я от силы один день, чтобы съездить за новым велосипедом, и поход состоялся бы. Моя стоянка у всех на виду вблизи посёлка грозила непредсказуемыми последствиями.

Но в сложившейся ситуации у меня вряд ли был выбор. Не сделай я предыдущих ошибок, не сложилась бы и эта ситуация. Непростительная ошибка – беспечность. Велосипед плохо едет, а я проверяю лишь багажник и продолжаю путь вместо того чтобы осмотреть тормоза, прокрутить колёса. Надо было снять, в конце концов, рюкзак и посмотреть, как велосипед будет везти без него. Если бы не спешка и не лень, я не перерезала бы обод и поход состоялся бы.

Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/