Легендарная Тридцатка

Ночевки в приютах, туристы не готовят, 7 дней

Через горы к морю 2024 с облегченным рюкзаком!

Путешествие по Приэльбрусью

Относительно недавно, в Челябинской области был найден древний город-крепость Аркаим, возраст которого оказался более 5000 лет! Открытие Аркаима стало научной сенсацией мирового масштаба, о городе сняты фильмы, написаны десятки статей и книг. Самое удивительное — нашли его... школьники во время археологической экспедиции. Похоже, подобное же по значимости открытие сделали и туристы московского Детскоюношеского центра «НордВест» во время путешествия по Приэльбрусью.

Чёрный, как угольная крошка, песок пылил под ногами. Слева в бездонном ущелье сквозь туман проступала узкая лента реки, змеящаяся среди краснобурых скал. Справа виднелись причудливые каменные фигуры, скрюченные, искорёженные неведомой могучей силой. Тусклый диск светила проглядывал сверху через белёсые облака. В скалах посвистывал ветер, кидая в лицо базальтовую крошку. Но вот среди камней стала проглядывать чах лая травка, тёмные тона пейзажа постепенно уступили место зелёным, солнце вышло изза облаков и за перегибом склона вспыхнул изумрудный ковёр речной террасы. 

Пасущиеся лошади и палатки пастухов виднелись ЗА рекой. «Из адавышла группа в рай, и снова я узрел светила,» — сымпровизировал на тему «Божественной комедии» Данте ктото из школьников. И был, как ни странно, абсолютно прав. Мы и вправду миновали ад, а впереди перед нами лежала местность, где наши некрещённые пращуры поместили свой рай — Ирий. Минули эпохи, но до сих пор сохранились названия урочище Ирахитюз и плато Ирахитсырт. Однако пора возвращаться с «того света» в наш светлый мир. Граница между ними проходит, как известно, по огненной реке Смородине (ныне Кызылсу). 

Мост через неё в былинах называется Калиновым. Вот и он. Около него нас встречает окаменевшая голова хранителя моста, сына бога подземного царства Чурилы Дыевича и его помощникзмей, тоже окаменевший. Такой же охраняет вход в каньон реки со стороны Ирия. Перейдя мост над бездной, выходим с «того света» (Нави, как называли его наши предки) в Явь — наш солнечный светлый мир. Но довольно мистики, расскажем обо всём по порядку. Началось это в 1997 г. 

Тогда наша группа из Москвы шла по известному маршруту к подножию Эльбруса через высокогорные пастбища в междуречьи Малки и Кубани. Не доходя километра до перевала Каяэшик, мы наткнулись на придорожный каменьменгир. Эта двухметровая стела с высеченным на ней лицом, обращённым к востоку, хорошо известна и туристам, и краеведам. Подобные стелы устанавливались на перекрёстках проходящего невдалеке Великого шёлкового пути. Видимо поэтому наша стела не вызывала ни у кого особого интереса. 

Однако в тот год мне в руки попала книга с подробным описанием городаобсерватории Аркаима. На основе информации из книги мы, осмотрев стелу, предположили, что она, скорее всего, имеет какоето астрономическое значение. Стоитто она не на перекрёстке дорог, а, можно сказать, в тупике. В нескольких километрах от неё дорога кончается у эльбрусских ледников. Лицо на стеле обращено в сторону глубокого каньона и может указывать путь только самоубийцам. 

Рядом расположе на правильной конической формы горакурган Тузлук, на вершине которой среди зеленеющей травы отчётливо видны какието камни. Они вполне могли иметь с менгиром некую связь. К сожалению, в 1997 г. мы не располагали ни угломерными инструментами, ни даже минимальны ми знаниями для проверки гипотезы. Так и ушли ни с чем, рассказав о нашей находке в отчёте о походе. 

Через четыре года, весной, знакомые посоветовали мне прочитать книгу писателя и историка Александра Асова «Славянские руны и “Боянов гимн”», в которой говорилось о храме Солнца и о Кияре, древней столице государства Русколань, расположенных, согласно преданиям и сообщениям древних авторов, на Кавказе в районе Эльбруса (или, по древнему, Алатырьгоры). Знали о храме Птолемей и другие авторы исторических хроник. Согласно зороастрийским и древнерусским легендам, этот храм был захвачен Русом (Рустамом) и Усенем (Кави Усейнасом) во II тысячелетии до н.э. Упоминает храм Солнца и географ Страбон, помещая в нём святилище Золотого руна и оракула Ээта (кстати, вблизи Пятигорска есть река Этоко). 

Согласно Страбону, на рубеже нашей эры храм Солнца разграбил царь боспорский Фарнак. Окончательно храм был разрушен в IV в. н.э. готами и гуннами. Известны даже его размеры: 60 локтей (около 20 м) в длину, 20 (6—8 м) в ширину и 15 (до 10 м) в высоту; а также количество окон и дверей: 12 (по числу знаков зодиака). Вот тутто и потянулась цепь дога док. По преданиям, у подножия Ала тырьгоры расположен рай — Ирий. А есть ли под Эльбрусом место, кото рое могло быть Ирием? Да, есть — это плато Ирахитсырт — неширокий (до 1000 м), но протяжённый останец, зажатый лавовыми полями Эльбруса и скалами хребта Ташлысырт. Кстати, река Баксан до IV в. н.э. именовалась рекой Альтуд или Алатыркой, то есть текущей с горы Алатырь (сведения из книг А.Асова). 

Может, простое совпадение? Ирий, в традициях славянской до христианской религии, ведизма, отделён от Яви огненной рекой Смородиной (от слова Смага — огонь, пламя). Ирахитсырт отделён от предгорий рекой Кызылсу (в переводе с тюркских языков «красная река»), истоком Малки. Вроде ничего похожего на Смородину нет, но эта река не красная! Обычно тюркские названия географических объектов несут в себе их характеристику. Например, Кичкинекол — это действительно маленькая долина, как и следует из перевода. В древности все названия имели конкретный смысл. 

Это сейчас мы не знаем, что означают названия Клязьма или Колязин, Ворскла или Суздаль... Итак, вода в Кызылсу — не красная от примесей. Но не могло ли это название стать переводом на тюркский слова «огненная»? Проверим: через реку Смородину, как известно из былин и сказок, должен быть Калинов мост, по которому из Нави в Явь проникала всяческая многоголовая огнедышащая нечисть, а обратно из Яви в Навь отправлялись души умерших, а также богатыри и полубоги для выяснения отношений с жителями подземного царства. 

И такой мост действительно существует! В том месте, где Кызылсу прорывает застывший лавовый поток и обрушивается в долину хорошо известным водопадом Султан, в узком ущелье есть каменная пробка, по которой можно перейти с берега на берег! Рядом с зелёными пастбищами урочища Ирахитсырт находятся огромные мрачные поля чёрной и красной лавы, где нет никакой растительности и даже песок чёрный. 

Словом, аналогия с Навью, где расположены и рай, и ад, весьма близкая. Из той же книги удалось узнать, что всего в 80 км от Эльбруса находится могила последнего князя Русколани Буса Белояра, обожествлённого (или, на современном языке, причисленного к лику святых) по до христианской, ведической религиозной традиции. И ещё интересный факт: славянская мифология или, правильнее, древняя история, помещает столицу Русколани Кияр вблизи Эльбруса, у подножия горы Каракея. Но рядом с Ирахитсыртом расположен хребет Каракая. 

Не здесь ли был легендарный город? Ну а после того, как на карте в бассейне реки Аликоновки, протекающей через город Кисловодск, обнаружились Беловодская балка и Беловодский родник, напоминающие о Беловодье, легендарной прародине наших предков — древних ариев, мы поняли, что столько совпадений случайно быть не может. Уже потом вспомнили про речку Индрюкой, созвучную с именем Индрик зверя — князя, пытавшегося, по преданию, завоевать Ирий, а также пропик и долину Даут, с которыми, похоже, связаны легенды о Дауове — отце Буса Белояра. И, действительно, Даут, по словам местных пастухов, — это имя, притом распространённое. Нам долго не удавалось найти специалистов по древней астрономии и нетрадиционной славянской истории. 

Ни астрономический отдел городского Дворца творчества молодёжи, ни сотрудники Института астрономии им.Штенберга в то время особого интереса к нашим сообщениям не проявили. Тем не менее мы запланировали поход в Приэльбрусье. Буквально в последние дни перед отъездом удалось связаться с А.Асовым, и он с энтузиазмом согласился пойти с нами. И вот мы идём в сказку. Маршрут проложен от пос. Гунделен через долину Кыртык и плато Джикаугенкёз в верховья Малки. 

В общем, у нас — обычная группа уристовшкольников: вместо сапогскороходов — «московский вибрам», вместо скатертисамобранки — объёмистые рюкзаки, а вместо мечей и шлемов — ледорубы и строительные каски. А впереди бежит, разматывая волшебный клубочек следов, всеобщая любимица — Собакина Дина Бокслаевна или Собаченька — помесь боксёра с лайкой. С обрубленным хвостом и ушамилокаторами. И маршрут вроде бы обычный. Прав да, не совсем... Чудеса и открытия начались уже на подходах. Мы поднимались к Эльбрусу по реке Кыртык. 

Рядом с ней в Баксан впадает река Кубасанты — в переводе «река Асана». Не род ли легендарного князя Асана, стремившегося завоевать Приэльбрусье, дал название этой реке? Или вот поблизости есть реки Адырсу и Адылсу — «живая и мёртвая вода»; тоже воспоминание о древних традициях. Путь наш пролегал мимо хорошо известной туристам и археологам скалы Уллукая. Во всех путеводителях отмечены стоянки древнего человека в пещерах этой скалы. Она напоминает гигантскую кошку, между передними лапами которой есть узкий проход к глазампещерам и источнику нарзана. 

Уши кошки не со всем обычны. И, покопавшись в памяти, мы вдруг вспомнили, что имен но так в какихто сказочных книжках изображали злых демоновдасу. После этого А.Асов процитировал выдержку из труда арабского историка Аль Масуди. Там говорилось о храме Солнца, который мы собирались искать у горы Тузлук, и о храме бога смерти — Чернобога: «В славянских краях были здания, почитаемые ими (славянами). Между другими было у них здание на горе, о которой писали философы, что она — одна из самых высоких гор в мире (то есть Эльбрус. — Прим. автора)». 

Оставим на время то, что касается храма Солнца и обратимся к другому храму: «Другое здание было по строено на Чёрной горе. Его окружают чудесные воды, известные своей пользой. В храме они имели большую статую бога в образе Сатурна» (то есть Чернобога. По славянской традиции его звали по имени матери — Седуничем, отсюда р. Сетунь и несложно получить имя Сатурн). В храме он был представлен стариком с палкою в руке, «которой двигает кости мертвецов из могил». Вернувшаяся разведка доложила, что в пещере находится огромный высеченный в скале подиум, на котором могут лечь полсотни человек. 

В сочетании с целебным источником и видом на Эльбрус от «хвоста» «кошки», гипотеза Асова о том, что храм Чернобога был именно здесь, становится весьма правдоподобной. Местный пастух обратил наше внимание на названия рек, впадающих в Кыртык: УллуУсенчи и ГитчеУсенчи. То есть большая и малая реки рода Усеновых. По уже упомянутым легендам, князья Рус и Усень ходили в военный поход к Эльбрусу. Войско Усеня было разбито, сам он попал в плен, но был освобождён Русом. 

В устье реки Кыртык стоит посёлок Верхний Баксан, бывший Урусбиеваул, то есть, в переводе, аул Бая Уруса или князя Руса — ещё одно «случайное совпадение». Рус, по преданию, был предком Буса Белояра. В книге «Кавказская рукопись» царский генерал Иоганн Браламберг говорит о том, что урусбиевцыбалкарцы — бастианы, и что они аланского происхождения. Но бастианы — значит, потомки Баса, естественно, князя. Нетрудно догадаться, что живший на берегах Баксана прародитель алан Бас есть не кто иной, как Бус Белояр! 

Предания подтвердились строгими исследованиями царского генштабиста. И вот мы через перевал Джикаугенкёз вышли к подножию Эльбруса, прошли огромную снежную долину и спустились ниже ледников на лавовые поля. Что было дальше, вы уже знаете из начала статьи... От Кали нова моста мы поднялись по дороге на склон горы Сирх и спустились к менгиру. Лагерь разбили рядом. Теперь самое время продолжить цитату из Масуди: «Об этом здании существует рассказ, о качестве его постройки, о расположении его камней ... об отверстиях, сделанных в верхней его части ... для наблюдения за восходом Солнца...» 

Взяв азимуты с вершины горы Тузлук на все возможные ориентиры, мы, похоже, получили ещё одно подтверждение древним текстам. Камни на вершине оказались древним фундаментом. Ось фундамента предполагаемого храма Солнца образует с на правлением на Восточную вершину Эльбруса угол 30°. Те же 30° составляет угол между осью храма и на правлением на менгир, а также между направлениями на менгир и пер. Шаукам. Учитывая, что 30° — 1/12 часть круга, как и календарный месяц — 1/12 часть года, это вряд ли случайное совпадение. 

Азимуты восхода и захода солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния по нашим прикидкам почти не отличаются от направлений на вершину Канджал и ориентир, названный нами «ворота», а также на г. Джаурген и г. Ташлысырт. Таким образом, храмовая гора оказалась привязанной к четырём жёстким ориентирам по солнцу и к Восточной вершине Эльбруса. Можно ли в этом случае предположить, что гора Тузлук — естественное геологическое образование?! 

Это кажется нам маловероятным. Мы выдвигаем предположение об её ИСКУССТВЕННОМ происхождении! Высота горы над ровной, как стол, луговиной, по нашим измерениям, не превышает 40 м, а диаметр основа ния составляет около 140—150 м. Сравните эти размеры с размерами египетских пирамид и пирамид ацтеков и майя, на которых стояли храмы, и делайте выводы... Впрочем, все наши выводы — пока что не более, чем предположения. Погода не дала нам возможности детально исследовать окрестности горы Тузлук. Однако восточнее вершины, вблизи каньона Малки, нами отмечено поле камней с круговой симметрией. 

К сожалению, проведённая недавно дорога нарушила естественный гидрологический баланс, и теперь к менгиру стекает вода, чего не было в 1997 г. Часть склона обрушилась и, если раньше менгир можно было фотографировать с любой стороны, то теперь это невозможно — мешает придвинувшийся обрыв. Похоже, если не принять срочных мер, через 2—3 года менгир рухнет в каньон Малки. Менгир надо спасать! 

Мы решили, что не стоит упоминать о месте расположения города Кияра — это может привлечь «чёрных археологов». Но полагаем, что знаем, где он был. Итак, нами, повидимому, найден духовный (наподобие Сергиева Посада) или административный центр государства Русколань. Об этом за бытом государстве упоминал М.Ломоносов — учёный, которого принято превозносить, но труды которого ныне не принято читать. По мнению А.Асова, совершено научное открытие. В 2001 г. нами проведена лишь первая, грубая разведка. Чтобы про верить наши выводы, нужна серьёзная научная экспедиция. 

Однако заинтересовать учёных, а тем более добиться выезда московских специалистов оказалось сложнее, чем сделать находку. В наши дни археологи и астрономы живут за счёт скудных грантов и обязаны выполнять заявленную работу. Ни времени, ни денег на чтото другое у них нет. Нам всё же удалось сделать доклад в Институте астрономии им. Штернберга. Здесь к нам с большим вниманием отнеслись члены Международного астрономического общества. 

Доклад вызвал заметный интерес и у них, и у приглашённых археологов. Высокую оценку специалистов по лучил и доклад школьников, участников похода 2001 г. Николая Куренного и Егора Васильева на Всероссийском конкурсе школьных исследовательских работ движения «Отечество». Однако московские учёные поддержали нас лишь морально: дали советы и порекомендовали литературу. А организационно нам помог ли коллеги из Пятигорской станции юных туристов. Им несколько лет назад удалось найти в тех же краях остатки железоплавильных печей. 

Благодаря энтузиазму директора станции А.Евтушенко в июне 2002 г. в дни летнего солнцестояния мы снова едем в Приэльбрусье. На этот раз с приборами, киноаппаратурой, охраной и даже мотодельтапланом для аэрофотосъёмки. С нами едут радио любителикоротковолновики, которые будут постоянно освещать работу экспедиции. И, разумеется, несколько групп школьников, потому что воспитывать патриотов своей страны можно только тогда, когда под ростки своими глазами видят свою Родину и познают её историю.

Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/ 
Задайте вопрос...