Легендарная Тридцатка

Ночевки в приютах, туристы не готовят, 7 дней

Через горы к морю 2024 с облегченным рюкзаком!

Вокруг Европы на яхте

Я и мой брат, будучи яхтсменами (я — шкипер, рулевой I класса; Александр — рулевой II класса), решили присоединиться к ней и совершить плавание вокруг Европы, чтобы привлечь внимание европейцев к проблеме и познакомить их с деятельностью «Молодёжного единства». На бортах нашей яхты «Картер-30» повесили плакаты с призывом «В XXI век без наркотиков!» и атрибуты организации. Началось наше плавание с неприятных инцидентов. 26 декабря мы вышли из Новороссийска. Было холодно, дул сильный северо-восточный ветер, надвигался шторм.

За трое суток при попутном ветре дошли почти до Турции и пролива Босфор. Но тут вдруг отлетели лопасти винта, а штиль не позволил идти под парусом. Нас взяло на буксир турецкое рыбацкое судно. Но из-за его большой скорости оборвался буксировочный трос. Чтобы закрепить его снова, судно дало задний ход и въехало кормой в нос нашей яхте. В результате на лодке оборвало штаг и вырвало леерное ограждение. Устранив поломки в Стамбуле, отправились дальше. Благополучно, хотя зимой в Средиземном море штормы не редкость, добрались до берегов Северной Африки.

В Тунисе, ожидая Шенгенские визы, решили всерьёз заняться ремонтом лодки. Спустя 45 дней, так и не дождавшись виз, на свой страх и риск двинулись к Гибралтарскому проливу, но из-за встречных продолжительных штормовых ветров решили поменять курс и пошли к южным берегам Франции. После некоторых поисков вдоль побережья нашли в городе Сет вход в канал Де-Миди (Южный канал), ведущий в реку Гаронна. Это кратчайший путь из Средиземного моря в Атлантический океан. Протяжённость самого канала (на фото вверху) около 430 км, этот путь короче, чем тот, который проходит по рекам Рона, Сона, Сена и Бургундскому каналу.

На Де-Миди около 120 шлюзов, преодоление каждого занимает 15—25 минут, и, если учесть, что шлюзы работают только с 9 утра до 18 вечера, на прохождение всего канала уходит не меньше 10 дней. Как же мы намучились там! Ведь у нашей яхты осадка с килем 1,5 м, а глубина русла зачастую была меньше (вопреки информации карты). Постоянно садились на мели, с которых трудно сходили — с помощью фалов вывешивались на гике (поперечной балке мачты) для крена; иногда яхту стаскивали проходящие катера.

Однажды между двумя шлюзами на сильно обмелевшем участке лодка так безнадёжно села на мель, что не помогали ни катера, ни другие способы. Французы вызвали спасательную службу, контролирующую весь канал. Но мы решили проблему сами: накачали две большие автомобильные камеры, посредством лебёдок и фалов завели их под днище лодки, и корпус приподнялся на 15 см над уровнем воды — этого как раз хватило, чтобы пройти обмелевший участок. Французам оставалось только дивиться находчивости русских. Так что, если задумаете идти этим каналом на яхте, запаситесь автокамерами.

Замечу, что при входе в канал и на всём пути по нему никто из представителей властей нами не интересовался, полицейские ни разу не проверили документы. Это удивляло, ведь воды канала не считаются нейтральными и являются территорией Франции. Вышли в Атлантический океан, благополучно прошли Бискайский залив, пользующийся недоброй славой, но к нам он отнёсся благосклонно. В проливе Ла-Манш нужно быть очень осторожным и внимательным, особенно в самой его узкой части, в Дуврском проливе (Па-де-Кале).

Здесь очень плотные туманы, таких мы в России не видели, сильные приливные и отливные течения, против которых часто даже не выгребает двигатель, интенсивное движение судов и вдоль, и поперёк пролива. Как на грех, нас на самом фарватере застал штиль. Двигатель не запускался, яхта стояла неподвижно, а мимо близко проходили громадные корабли, едва различимые в тумане, и громко устрашающе гудели. Каким-то чудом нас не раздавили. Когда появился лёгкий ветерок, нас вынесло на банку (мель) между фарватерами, где мы всю ночь простояли на якоре; только к утру, дождавшись хорошего ветра, направились к порту Булонь.

Вот тогда мы всерьёз подумали о том, как опасно ходить без спасательного плота. Северное море до полуострова Ютландия прошли за двое суток: нас гнали домой попутный 8-балльный шторм и течение Гольфстрим. Балтийское море встретило приветливо, если не считать короткого шторма, когда у берегов Эстонии на стоянке в бухте сорвало якорь, и он потерялся. Нельзя расслабляться даже вблизи от дома! В Санкт-Петербург пришли 26 мая. Весь путь мы проделали без виз и без знания английского языка. Но не советую никому поступать аналогично.

Пограничники останавливали нас для проверки документов дважды, всё обошлось, нам повезло. Первый раз, во французских водах, документы проверяли в море, стражи порядка составили протокол и предупредили, что мы можем находиться только в нейтральных водах и не имеем права заходить в порты. Закон во время проверки не был нами нарушен, а вот если бы нас поймали на берегу, были бы большие проблемы. Второй раз документы проверяли, когда мы зашли в порт шведского острова Готланд заправиться топливом и купить продукты.

Пограничники и полицейские запретили нам это, а в паспортах проставили штампы въезда, тут же перечеркнув их. Это означало, как мы потом выяснили, что нам запрещено ступать позже на землю и надлежит срочно покинуть остров. Слава Богу, легко отделались: наши фамилии могли попасть в «чёрный список», а он на 5 лет лишает права въезда в Европу... А из-за незнания языка возникали просто тупиковые ситуации, особенно когда дело касалось ремонта лодки и двигателя.

Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/