Легендарная Тридцатка

Ночевки в приютах, туристы не готовят, 7 дней

Через горы к морю 2024 с облегченным рюкзаком!

Река Пра

Сплавы по рекам в России

Среди дубовых и сосновых лесов, среди лугов и полей неспешно несёт свои зелёно-коричневые воды древняя река Пра. Течёт она на юго-восток Рязанской области, рождаясь в системе озёр, в которые впадают реки Ялма и Бужа, а затем плавно вливается в Оку. В созвучии Пра скрывается таинственный смысл, от него веет чем-то древним, загадочным, мистическим. Всплывают в сознании слова «пра-матерь», «пра-родители», «пращур»...

Притягивает она к себе туристов-водников и автотуристов живописными берегами, чистой водой, красивыми изгибами русла (которое за каждым резким поворотом то сужается, то раскрывается водной гладью), относительной лёгкостью прохождения, рыбалкой. Появляется необыкновенное чувство невесомости, когда байдарка скользит по гладкой поверхности реки, а вёсла погружаются в густую водную массу. Как будто в глубине скрывается какая-то тайна, и мы приобщаемся к ней.

Наш маршрут начался 12 августа, семейный экипаж состоял из четырёх человек (двое взрослых и двое детей 10 и 15 лет) и одной кошки. Рано утром мы приехали из Обнинска в Москву на Казанский вокзал и купили билеты на экспресс до Рязани. У нас было четыре рюкзака и баул с байдаркой. Перед посадкой всё снаряжение надо было взвесить в специальном месте на вокзале.

Поскольку общий вес нашего груза не превышал 36 кг на человека, мы ничего не доплачивали и, получив соответствующие документы, с билетами и багажом прошли на платформу к экспрессу.

В вагоне все рюкзаки удалось разместить на верхних полках, а байдарку оставили в просторном тамбуре, что не вызвало восторга у проводницы. Наш поезд отправлялся в 12.40 и был в пути 2 часа 46 минут.

Мы заранее заказали машину от Рязани до Спас-Клепиков в транспортной фирме Рязани. Через полтора часа езды с комфортом по прекрасной дороге в микроавтобусе «Фермер» прибыли в Спас-Клепики — место нашего старта. Дорога, по которой ехали, проходила среди сосновых лесов и сильно петляла.

Наш водитель Юрий рассказывал, смеясь, что дорогу так проложили неспроста: Сергей Есенин восторгался здешними красотами и протоптал такие тропинки, а потом по ним и дорогу проложили. Протяжённость нашего водного маршрута от г. Спас-Клепики до села Брыкин Бор 150 км. Наш поход соответствовал 1 к.с.

Участок маршрута от Спас-Клепиков до 123"го километра пролегает через Мещерский национальный парк, а далее начинается территория Окского заповедника. Перед походом мы не смогли узнать, кому, где и сколько нужно платить за пребывание на территории нацпарка и заповедника.

Приближался вечер, и чтобы не ночевать вблизи посёлка, мы за час собрали байдарку, отплыли примерно на 3 км и остановились на ночлег ниже Заводской Слободы. 13 августа плыли чуть больше 3 часов до обеда, после привала проплывали красивые сосновые и смешанные леса по берегам, на которых были оборудованы удобные стоянки.

На одной из них мы остановились через 2 часа. Кошка в байдарке вела себя спокойно. Иногда смотрела по сторонам, а в основном дремала в своей корзине. На следующий день у нас получилась вынужденная днёвка: непрерывно шёл проливной дождь. Над палатками мы натянули тент, который обеспечивал нам кусочек сухого пространства вокруг палаток. Ночью дождь закончился, но ветер продолжал выть и рыдать на все лады.

Утром 15 августа погода улучшилась, мы отплыли пораньше под накрапывающим дождём. Встретили интересную группу, в составе которой было трое взрослых, 4"летний малыш и собака. Через 2,5 часа доплыли до первого завала перед д. Горки, который пришлось обносить. Мы причалили к правому берегу, разгрузили байдарку и перенесли всё за завал.

Дальше мы проплыли под старым деревянным мостом через второй от левого берега проход. Минут через 40 на левом берегу увидели стоянку с «тотемовскими» столбами (это деревянные идолы, вытесанные и установленные туристами). Через два часовых перехода решили остановиться на ночлег. Для детей развели большой костёр, и они смогли погреться возле него после купания. 16 августа погода выдалась прохладной.

Дважды мы задевали днищем коряги. Через 2 часа перед населённым пунктом Лесохим преодолели очередной завал. От него до с. Деулино примерно 2,5 км. Многие туристы-водники заканчивают там свой маршрут, предварительно договорившись с водителем о дне встречи у моста, или планируют финишировать так, чтобы попасть на областной автобус, который курсирует раз в неделю.

Мост в с. Деулино мы проплыли под пролётом у левого берега, как нам подсказал местный рыбак. Скоро, наверное, и там будет завал из подмытых водой деревьев. Временами налетал ветер, дул в лицо, и грести было трудно. После моста проплыли 10 км и остановились на бивуак. Ночью слышали голоса разных птиц: плескались утки, кричала сова. 17 августа было очень жарко.

Мы стартовали в 9 утра, в 14.00 остановились на песчаной стрелке возле живописной старицы, недалеко от д. Старый Кудом. Через 2 часа после обеда подплыли к очередному завалу, пришлось выгружать вещи и обносить его. Ночевали на мыске, в глубине которого находилось высохшее болото. На следующий день отплыли в 10 утра, после четырех переходов обедали сразу за мостом Кудомского охотничьего хозяйства и спустя час оказались у грани цы Окского заповедника.

Через 5 км доплыли до стоянки №1, которая тянется примерно на километр. Территория заповедника на левом берегу, а стоять разрешено только на правом. На заповедном берегу у самой воды песок изрыт и истоптан кабанами. Луга чередовались с лиственными и сосновыми лесами. Иногда ужи переплывали реку, а чаще грелись на песчаном берегу. На стоянке № 1 мы остановились между двумя большими группами отдыхающих.

Лес здесь не испорчен присутствием человека. В зарослях ландышей живут ужи. 19 августа мы устроили днёвку. С утра установилась жара. Дети много купались, а младший сын поймал щукутравянку. В лесу есть много сухих веток для костра. Завтра решили плыть до Брыкина Бора — финиша нашего похода.

Своё название Брыкин Бор получил в память о разбойничьем атамане Иване Брыкине, который со своей шайкой грабил купеческие суда на Оке, а в лесу укрывался от преследования. 20 августа во второй половине дня, проплыв 18 км, миновали стоянку № 2 и через 9 км проплыли мимо стоянки № 3 и лодочной станции в Брыкином Бору.

Отсюда можно звонить по мобильному телефону (МТС точно работает), а уже через 500 м и дальше, на участке до моста, связь пропадает. Мы воспользовались возможностью и позвонили нашему знакомому шофёру, договорились о встрече у моста. В 9 утра подъехал Юра и к 12 часам довёз нас до вокзала Рязань"1. Примерно в 13.00 мы сели в экспресс до Москвы. В столицу можно уехать и на обычной электричке, но с вокзала Рязань"2.

Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/