Легендарная Тридцатка

Ночевки в приютах, туристы не готовят, 7 дней

Через горы к морю 2024 с облегченным рюкзаком!

Реки Валдайка, Березайка, Мста

Июньские праздники ó одни из самых любимых туристами. Ещё бы: уже лето, тепло и целых три дня отдыха. Вот и мы, как всякие нормальные ´водникиª, отправились командой из 10 человек на 4х байдарках (три ´Тайменяª ´девушкиª и одна трёхместная ´Щука) отмечать День независимости на реку. Вернее, даже на три: Валдайка, Березайкуа и Мста.

Валдайка впадает в озеро Пирос, из которого вытекает Березайка, впадающая, в свою очередь, во Мсту. За три дня нужно было пройти 135 км и преодолеть несколько довольно серьёзных порогов, благо уровень воды в этом году был высокий. Некоторые из нас добирались до места на машине, забрав с собой все байдарки, а остальные, не поместившиеся в ´Волгу, ехали поездом до Бологого, а оттуда ó на электричке до станции Лыкошино, где их и подобрала уже разгруженная ´Волгаª и довезла до Валдайки.

Пока Димка ó водитель и обладатель ´Волгиª ó ездил в Боровичи, конечный пункт нашего сплава, оставлял там на платной стоянке машину (25 р. в сутки) и возвращался обратно на ´попуткахª, мы полностью собрались. Хорошее настроение, вызванное тёплой и сухой погодой, несколько испортили стаи комаров, а также адмирал Максим, некстати напомнивший, что 40километровый ходовой день с одним обносом никто не отменял.

Украдкой бросая на Максима укоризненные взгляды, мы отчалили. Вода подбадривала нас тихим плеском, солнце грело (исключи тельно справа), лес по берегам реки радовал взоры, но ночь почти без сна давала о себе знать. После обноса плотины и десятка километров по Березайке байдарка адмирала вырвалась далеко вперёд, ´Шукаª, наоборот, пропала где то сзади, а мы на двух оставшихся ´Тайменяхª решили дождаться отстающих и вместе догнать адмирала.

Димка, капитан соседнего экипажа, перестав грести и разомлев на солнце, уже через 10 минут крепко спал. (Его жена, она же матрос, заснула ещё раньше.) Глядя на то, как байдарка со спящим экипажем самостоятельно ловко минует все препятствия (хоть и кормой вперёд), мы решили не будить Димку с Настей. Димку разбудила догнавшая нас ´Щукаª, и он сразу же начал работать вёслами, не обращая внимания на то, что гребёт против течения. Максима мы догнали, только когда он встал на стоянку.

Второй день прошёл без происшествий. Мы вместе с Березайкой впали во Мсту, потом сделали остановку около Филимоновского фонтана. Это мощный природный источник минеральной воды, имеющий региональное значение. Оформлен очень красиво, но пахнет, по мнению моего мужа Лёши, тухлыми яйцами. Часов в восемь вечера встали на ночлег. Когда выясняли мнения членов группы о том, сколько мы прошли (по карте считать было лень), вывели странную формулу: ´

Вчера прошли 30 км, сегодня ó 30, осталосьпройти 30; всего ó 135ª. (Верны же были только два последних утверждения.) На третий день нам осталась самая сложная и интересная часть маршрута - Боровичские пороги. Два члена экипажа Щуки (Маша и Алексей), спешившие обратно в Москву, покинули нас перед самыми порогами, в Опеченском Посаде. Вместо них в ´Щукуª посади ли Сергея, плывшего третьим на адмиральском ´Тайменеª.

На Боровичские пороги ездят тренироваться водники со всех прилегающих областей. Во многом ради этих порогов и мы пошли на такой маршрут. (Мста здесь носит характер горной реки с быстрым течением, потому порой её называют горной рекой, хотя какие горы в Новгородской области, в Средней полосе России?! ó Прим. ред.) К нашей радости, уровень воды был выше, чем два года назад в мае, а ´водниковª, как ни странно, на два порядка меньше. (Возможно, туристов распугали запреты местных властей.

Тогда, два года назад, Великий Порог казался почти непроходимым: камни, сильное течение, отвесные скалистые берега, делающие невозможным обнос. Теперь же, по большой воде, всё было намного легче: все камни скрыты под водой и можно было не бояться сесть на них. Порог Лестница (тут поперёк всей реки под водой лежит плита) тоже два года назад был сложнее и опаснее. Тогда стоявшая на берегу группа водников, увидев нас, закричала: ´Вы куда?!

Там же порог!!! Видя, что нужный эффект не достигнут, кричать стали более конкретно: Налево, идиоты!!!Счастье, что мы тогда послушались и прошли порог по левому берегу. Нигде больше пройти было нельзя. В этом году Димка старательно прошёл Лестницу вдоль левого берега, Максим, шедший следом, не успел свернуть и шёл сильно правее, но отделался царапиной на шкуре. За Максимом рванулся Мишка на ´Щукеª, на которой ввиду гораздо меньшей осадки было почти всё равно где идти. А мы пошли за ´Щукойª, но на ´Тайменеª. В результате наша байдарка медленно накренилась, задумчиво постояла на ребре, и... ´

Мы перевернулись, да?ª ó глупо и удивлённо спросила я капитана, выбираясь из под байдарки. Ответ был краток: ´Лови вес
ло!ª Повинуясь приказу, я бросилась от берега за веслом, а, поймав, вернуться обратно уже не смогла. (Сейчас осознаю ошибку: весло бы поймали идущие впереди экипажи, как и те вещи, за которыми я не бросалась; а я бы в это время помогла Лёше с байдаркой). Меня сбило течением с ног и поволокло вниз по реке.

И вот тут-то я поняла, как ошибалась, думая, что спас-жилет полезен только там, где глубоко. Воды было примерно по пояс, но не будь на мне ´спасикаª, меня бы волокло по дну, по камням. А так меня с комфортом несло над ними, особо ни обо что не ударяя. Оду спас-жилету я пела весь оставшийся поход. Наконец я схватилась за камень на дне и смогла остановиться. Приблизиться к берегу, правда, всё равно не получалось.

Настя с Димкой, усиленно работая вёслами, пытались до меня доплыть с криками ´Мур, сейчас мы тебя спасём!ª Однако после минуты безуспешных попыток выгрести против сильного течения решили: ´Не, Мур, плыви ты к нам, мы тебя тут спасёмª. Ну что ж... Я отпустила такой удобный и уже чуть-чуть родной камень и продолжила сплав по реке Мста. Метров через десять меня действительно спасли. Не знаю, было ли похоже моё восстание из воды на явление Афродиты или хотя бы русалки, но лило с меня хорошо.

В качестве финального аккорда я достала из кармана штормовки фотоаппарат и вылила из него воду. Держась то за Димкину байдарку, то за подоспевшего Максима, я выбралась на берег, где скоро появился и мой капитан Лёша с байдаркой. В то время, как я купалась с веслом, Лёша смог с Мишиной помощью подогнать байдарку к берегу. Результаты нашего оверкиля: несколько синяков у меня, пара ссадин у Лёши, погнутый фальшборт у ´Тайменяª и уплывшие дождевик, кружка и бутылка с чаем.

Все остальные пороги мы прошли удачно и думали, что ничего сложного на маршруте нас уже не ждёт. Как же! Плывём мы все такие расслабленные по спокойной воде ниже посёлка Егла с одноимённым порогом и вдруг видим впереди какой-то странный трос, натянутый поперёк всей реки. Каждые полминуты он резко ´подпрыгиваетª в воде, поднимая кучу брызг, похожих на след пулемётной очереди. Красиво, но проходимым не кажется.

Хотя около берегов трос не лежит в воде, а приподнят примерно на метр. Когда подплыли ближе, заметили рядом с тросом людей, к которым и отправился с расспросами адмирал. Но экипаж ´Щукиª, воодушевлённый удачным прохождением порогов, не стал ждать выяснения деталей, а решил проскочить над тросом, пока тот в воде. У них почти получилось, но в последний момент течение реки, возмущенное такой наглостью, развернуло ´Щукуª поперёк и посадило точно на трос.

Трос радостно подпрыгнул, подбросив ´Щукуª сантиметров на 30... Кто говорил, что на ´Щукеª невозможно кильнуться? Многие говорили, а зря. Отделались легко: Миша ó разбитой коленкой (вот уж действительно уметь надо ó там же было глубоко!), Серёжа ó уплывшим вставным зубом. Тем временем вернулся Максим и рассказал, что здесь ведутся водолазные работы. Люди, оказавшиеся водолазами, сказали, что пройти этот участок по низкой воде, не разрезав байдарки на ленточки, будет очень сложно.

Проплыть тут сейчас можно только под противоположным (левым) берегом, но перед тем как совсем прижаться к нему, надо ещё миновать ´вон то место, где буруны, видите? Там старая сетка рабица лежитª. С крюками. Об неё очень сильно подрала байдарки проходившая перед нами группа. Нам же пред стоял такой порядок действий: вернуться вверх по течению на 30 м, пересечь реку поперёк в 5 м от троса, чтобы не попасть на место с бурунами.

Течение же там было хорошее. Адреналина получили больше, чем на всех других порогах. Этому способствовало сознание того, что, если не успеешь вовремя свернуть и наскочишь на трос, кильнёшься точно (а может, ещё и байдарку разломаешь). В порогах такая уверенность не всегда присутствует. К счастью, все прошли успешно. И это действительно было последним серьёзным препятствием на маршруте.

Несколько последующих порожков мы почти не заметили. И даже ливень, взявшийся нас поливать напоследок, быстро отступил ó наверное, понял, что нас уже ничем не проймёшь. Когда мы доплыли до финиша, Димка сразу убежал за машиной, а все, кого он должен был подкинуть до Бологого (я, Лёша и Миша), в это время быстро-быстро складывали вещи.

Байдарки, едущие вторым рейсом, за нас разобрали оставшиеся. Всё в этом мире рано или поздно подходит к концу. Окончился и этот поход. Нельзя сказать, что мы, промокшие и усталые, сидя у Димки в машине, очень об этом жалели. Возможно, потому, что знали: этот сплав - не последний.

Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/