Легендарная Тридцатка

Ночевки в приютах, туристы не готовят, 7 дней

Через горы к морю 2024 с облегченным рюкзаком!

Восточные Саяны

Если у вас найдётся время, не упустите возможности побывать в Восточном Саяне, увидеть Байкал и одну из красивейших саянских речек — Жом-Болок, впадающую в Оку Саянскую, жемчужину Бурятии (по!бурятски — Аху). Самое лучшее время для такого путешествия — середина июля и август, погода в это время там, как правило, довольно тёплая и устойчивая, в лесу много грибов и дикой смородины и, что самое приятное, уже нет клещей. В Жом!Болоке и Оке водится хариус и ленок.

Наша группа из шести человек (три смешанных экипажа на катамаранах«двойках») стартовала из Москвы в августе. Аня и Миша вылетели в Иркутск на самолёте на 4 дня раньше других и с удовольствием провели время до нашего приезда в Листвянкена берегу Байкала, где без труда сняли комнату «с видом на море». Свой катамаран они отправили грузовым самолётом

Женя, Юля и я ехали на поезде; последний член команды — Артём — тоже летел до Иркутска, но стартовал на три дня позже нас, а свой катамаран отправил вместе с нами на поезде. Проводница удивлённо подняла брови при виде груды нашего багажа, явно превышающего положенную норму (36 кг на пассажира), однако не стала чинить препятствий. Вообщето гораздо удобнее при покупке билетов заранее честно заплатить за лишний груз и получить так называемый багажный билет. 

На обратном пути, выезжая домой со станции Зима, мы так и поступилиПоезд прибыл в Слюдянку в 23.00 по местному времени (разница с Москвой 5 часов). Здесь нас ожидал заранее заказанный автобус«пазик». Мы ехали до Жом-Болока вместе с группой из Обнинска, собственно, они и заказывали автобус в транспортном предприятии «Горная Ока» в посёлке Орлик. 

Водитель «пазика» Валерий Дарханович Торпинтеев вовремя встретил нас в Слюдянке, дождался, пока мы закупим омуля на станции (омуль хорош в любом виде: и сырокопчёном, и горячего копчения), по нашей просьбе остановил ся на берегу Байкала (в темноте мы, конечно, никаких красот не увидели, но умыться байкальской водой смогли) и благополучно доставил в Орлик, рассказывая по дороге о природе этого края и останавливаясь у бурханов (бурятские культовые места). 

Так, например, благодаря Валерию мы узнали, что великая бурятская река Аха (Ока) вытекает тонюсеньким ручейком из небольшого озерка, больше похожего на «окно» в болотце. От Слюдянки до Орлика примерно 12 часов езды, что довольно утомительно, но дорога вполне приличная, и удивительные пейзажи со всех сторон скучать не позволяют. Дорога сначала вьётся по долине реки Иркут, узкому глубокому каньону, а далее по широкой долине Оки. 

От Орлика до Жом-Болока нас вёз всё тот же Валерий, одна ко уже на ГАЗ66 с открытым кузовом, так как хорошая дорога заканчивается у мостика через Жом-Болок, а далее начинается практически бездорожье с канавами и валунами. Заброска от Слюдянки до «летника» семьи Галсановых ниже озера Олон-Нур заняла 17 часовЖом-Болок удивительного цвета — светло бирюзовый, течёт среди лавовых берегов. 

Долина реки довольно узкая, извилистая; в русле чёрные лавовые плиты, просвечивающие сквозь совершенно прозрачную воду. По словам местных жителей, уровень воды в реке по сравнению с прошлым годом стал значительно ниже. Это известие нас слегка огорчило, так как в потоке могли обнажиться острые лавовые «зубья». Вода лаву не стачивает, как обычные камни, а обламывает выступающие углы, оставляя на местах облома острые края. 

Поэтому при сплаве нужно быть внимательным, чтобы не порезать оболочку катамарана. Недалеко от «летника» в лесу мы обнаружили много спелой чёрной смородины; хотя крупные гроздья не выглядели созревшими — были не чёрного, а бурокрасного цвета, — смородина оказалась удивительно сладкой и вкусной. Ещё в лесу нам встречалось много незнакомых грибов. Мы старались брать только те, в съедобности которых были уверены, скажем, совершенно подмосковные подосиновики и подберёзовики. 

Я сорвала гриб, очень похожий на маслёнок средней полосы: жёлтая ножка, не большая «юбочка», шляпка довольно «сопливая», но совершенно «не нашего» цвета — бордовая. После некоторых сомнений решили всё таки набрать этих «маслят» на пробу. Испытания прошли успешно: маринованные бордовые маслята ничем не отличались от тех, к которым мы привыкли дома, и были необычайно вкусны. 

Cплавом по Жом-Болоку мы наслаждались 2,5 дня. Узкий голубой поток, стремительный, но не яростный, с белыми шапками пены на порожистых местах, не позволял нам расслабляться, но и не выматывал нервы непрерывным преодолением порогов. На протяжении почти всего маршрута участки быстротока перемежаются не очень сложными порогами, расположенными преимущественно на поворотах. 

Практически все препятствия не длинные, ступенчатые, с прижимами к береговым скалам, за исключением Катапульты — порога водопадного типа 2—2,5 м высотой. После д. Шарза, расположенной на левом берегу, река на 10километровом участке делится на несколько мелких рукавов. Тут сплавляться следует осторожно, так как течение сильное и велика вероятность попасть в завалы деревьев, тем более в низкую воду. 

Поэтому мы наняли машину в Шарзе и за полчаса объехали весь участок. Нижняя часть Жом-Боло ка до впадения в Оку — великолепная крупнокаменистая шивера с ярко выраженным уклоном длиной примерно 2 км — петляет в невысоком каньоне и носит характерное название Восторг Водника. Весь маршрут по ЖомБолоку протяжённостью примерно 60 км, 3—4 к.с. (порог Катапульта — 5 к.с.). От места впадения Жом-Болока в Оку до пос. Верхнеокинского, где обычно заканчивают поход, примерно 230 км. 

Ока, широкая река с быстрым течением, величественно несёт свои воды в Ангару. Примерно через 30 км после впадения ЖомБолока Ока покидает широкую долину (после пос. Хужир) и входит в ущелье ОрхоБом. Вплоть до пос. Верхнеокинского селений нет. В хорошую погоду ОрхоБом очень красив, горы подступают к самой воде, обрыва ясь красноватыми скалами, видны даже снежники; то слева, то справа в реку стекают весёлые водопадики с изумительно чистой водой. 

На всём протяжении ущелья (около 80 км) много хороших стоянок и нет проблем с дровами, поскольку по берегам много плавника. Пороги ОрхоБома недлинные, довольно пологие, без ярко выраженных ступеней и сливов, не загромождённые камнями. Вероятно, в низкую воду эти пороги имеют вид шивер. Основную опасность представляют прижимы к скалам и высокие валы, достигающие 2 м, особенно в паводок, что нам самим довелось испытать. 

Двое суток дождь не прекращался ни на минуту, очень сильно похолодало. Уровень воды поднимался прямо на глазах, мутная река, и без того с хорошим течением, понеслась со скоростью 15— 18 км в час, с грохотом ворочая камни на дне и таща вывороченные или смытые деревья. На третьи сутки паводок достиг своего пика, после чего вода прямо на глазах начала спадать. После порога Бурятский на левом берегу Оки находится «Таверна “Хариус”» — «выставка» туристских поделок из дерева и камней, вся поляна увешана. 

Это напоминает подобный «музей» на острове Духов на карельской реке Охте. Здесь нас ожидал сюрприз. Мы спрятались от дождя в стоящую на берегу баньку (домик из полиэтиленовой плёнки, натянутой на деревянный каркас), и в ней на груде камней Миша и Аня нашли записку от своих друзей, плывущих на сутки впереди нас. Записка была адресована именно им, в баньке их друзья оставили бутылку «Горькой», а на стоянке под столом сложили для нас сухие дрова. 

Как же приятно было по лучить эту весточку и подарки в столь холодный дождливый день! Примерно за 50 км до пос. Верхнеокинского долина реки расширяется, горы отступают, давая место смешанным таёжным лесам. Ширина реки здесь 250—300 м, частенько русло разбивается на рукава. Начинает сказываться близость поселений: встречаются рыбаки на длинных деревянных лодках с моторами. Если ваш путь заканчивается в Верхнеокинском, будьте внимательны, не пропустите ориентир на правом берегу — длинную высокую гору Толстый Мыс с красноватыми скальными выходами. 

На левом — лесная дорога, ведущая в посёлок, где можно на нять машину и доехать до ж.д. станции Зима. Поездка на станцию от реки нам обошлась в 2000 р. До Зимы можно и доплыть, это потребует ещё два дня сплава. От ЖомБолока до Верхнеокинского мы шли, не напрягаясь, 5 дней. Препятствия на Оке можно оценить 2—3 к.с. Затем четверо суток на поезде, и мы в Москве. 

Можно лететь и самолётом (от Иркутска), но тогда вы не увидите предгорий Западного Саяна, не пересечёте Великую Сибирскую равнину и Уральские горы — границу между Европой и Азией, не попробуете кедровых орешков нового урожая, купленных на остановках, и не взгрустнёте под стук колес, что лето ушло, оставив позади весёлые походные денёчки, голубые ленты саянских рек и ночные посиделки у костра

Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/ 

Clip_2mm.bmp

Clipmm.bmp
Задайте вопрос...