Легендарная Тридцатка

Ночевки в приютах, туристы не готовят, 7 дней

Через горы к морю 2024 с облегченным рюкзаком!

Сплав по реке Цна

Река Цна течёт в большом и практически нетронутом лесу. Течение довольно быстрое, и мы плыли вперёд со скоростью, которая не мешала нам любоваться пейзажами русской природы. Изредка на реке попадались рыбаки, других людей не было. Зато живности вокруг достаточно: в этот день мы видели несколько раз выдр и один раз гадюку. Цна имеет довольно высокие берега, поросшие лесом, однако на участке Покровское -- Кузнецово много деревень и здесь лучше не ночевать.

Но дальше, почти до самого водохранилища, места для стоянки прекрасные. Никаких препятствий, заслуживающих внимания, на реке нет, кроме, быть может, проволоки, натянутой подчас над самой водой, так что нужно постоянное внимание. Так "в свое удовольствие" и не напрягаясь мы за 3,5 часа проплыли половину маршрута по Цне. За разговорами незаметно прошло ещё какое-то время, а вместе с ним и остаток реки (от Великооктябрьска до деревни Язвиха мы плыли 6 часов). Других байдарочников не встретили.

Хорошие места для ночёвок часто попадаются до деревни Жилотково, но потом лес постепенно отходит от реки на значительное расстояние и в устьевой пойме найти приличное место для стоянки довольно сложно. Мы остановились в одной из стариц реки. Во время ужина к костру выползла гадюка, но, посмотрев на нас, презрительно удалилась. Хотя вечер был по летнему тёплый, к утру я в своём старом спальнике замерз. Устье Цны представляет из себя довольно обширную пойму, плыть в ней можно по любому рукаву, но лучше держаться левых (они более прямые). В самом конце реки -- мост (здесь весной порой нужен обнос).

Мы нашли место, где мост выше всего поднимается над водой, и с трудом протиснулись под ним (между лодкой и мостом оставался зазор сантиметров 10). Если проплыть дальше около получаса, можно переночевать на острове. Эта ночёвка особенно логична для групп, которые хотят уехать из Вышнего Волочка (от острова вдоль берега часа за три можно доплыть до города). Если же вы хотите продолжить маршрут по Рвянке, то необходимо доплыть до большого острова, который обозначен на всех картах. Он будет являться отличным ориентиром для поиска устья Рвянки.

От западной оконечности острова следует повернуть строго на юг и дальше двигаться рядом с берегом. Пропустить устье практически невозможно -- в нём есть мост метров 10 высотой. Время, затраченное нами "от моста до моста", -- 1,5 часа. Как и предполагалось, заметного течения у Рвянки нет. Постепенно сосновые берега водохранилища сменились болотом, речка -- ирригационным каналом. Через час с небольшим резкий поворот влево -- это река Садва. Ещё минут через 15 мы услышали сильный шум падающей воды. Белые бурунчики подтвердили наши опасения: впереди поперёк всего русла лежала аккуратно уложенная гряда камней.

Мы причалили к берегу и просмотрели дальнейший путь. По-видимому, это основание плотины, по крайней мере, перед ней была веха, отмечающая уровень воды (3 м 80 см). Высота падения воды около полуметра. Между камнями есть несколько сливов, по одному из них мы прошли. Единственная реальная опасность -- зацепиться за камень. Через час Садва преподнесла ещё один сюрприз -- она кончилась. Если читатель думает, что все реки в средней полосе России должны куда-нибудь впадать (в озеро, болото, в другую речку) или уходить в трубу, то он ошибается.

Речка Садва гораздо изобретательнее: имея заметное течение (около 0,2 м/с), она кончается на ровном месте! Это мы поняли, когда вдруг увидели с трёх сторон вокруг себя берег -- кочки, ямы с водой, которые никак не связывались друг с другом. Припомнив, что километрах в двух от основного русла что-то отходило вправо (орографически), мы решили поплыть в эту протоку. Примерно через полчаса мы догребли до поворота, но за ним опять развилка. Разумным показалось "правило правой руки", в соответствии с которым выбирался самый правый рукав, но нас постигла та же неудача.

В результате мы поплыли в средний рукав, который и оказался счастливым. Далее путь проходит в основном по ирригационным каналам. Существует единственное серьёзное препятствие -- основание плотины, оно пересекает всё русло реки и его достаточно просто найти минут через 15 после впадения в Садву. Основная опасность -- зацепиться за камень. Затем следует уделить особое внимание ориентированию. Садва впадает в озеро Шитово, однако на последних двух километрах она резко поворачивает вправо, а далее идёт ирригационный канал, не доходящий до озера около километра.

Необходимо не пропустить поворот. Вскоре (метров через 100) после этого места характер берега резко меняется: чахлый лес сменяется камышами. А как раз напротив поворота на левом берегу находится большая лужа (от основания плотины километра 3--4). Через полчаса, к нашей радости, мы наконец добрались до озера. Теперь нужно найти место, где из него вытекает Шегра. Двигаясь вдоль левого берега, мы нашло одно подходящее вроде место, но проплыть там не представлялось возможным -- множество кочек и глубина менее 30 см. Поплыли дальше. Около бывшего пионерлагеря оказалась оборудованная пристань для лодок.

Мы пристали и разыскали "языка". Он рассказал, что Шегра представляет из себя небольшой ручеёк и по нему пройти невозможно, однако от юго-восточного берега озера отходит канал, по которому и плавают байдарочники. Его мы нашли довольно быстро. Он широкий, метров 20, с течением. Берега луговые, вдалеке просматривается лес. Примерно через час мы увидели Шегру, по ней сплавиться до впадения в канал действительно очень сложно: по-видимому, почти вся вода из озера вытекает по каналу. Сразу после него есть очень хорошее место для стоянки. Далее начинаются заливные луга, заросли камышей, в которых, сильно изгибаясь, течёт речка.

Мы решили встать на ночёвку "за следующим поворотом", однако места приличного не было -- лес довольно далеко, а между ним и свободной водой заросли камышей. И так на протяжении нескольких километров. Но так или иначе ночевать надо. Более-менее приличное место нашли сразу за деревней Полицкое. Весь маршрут, пройденный нами в этот день, вполне заслуживает внимания тех, кого привлекают необычные, редко посещаемые речки. На следующий день нам предстояло проплыть километров 30 до Тверцы и ещё по ней километров 15--20. Примерно через полчаса мы опять попали на заливные луга.

В одном месте мне даже пришлось выпрыгнуть из лодки и вручную провести её сквозь камыши. Скорость нашего движения резко упала, в основном из-за того, что речка сильно петляет: Шегре ничего не стоит повернуть на 180 градусов и метров 30 "течь обратно", а затем метров через 100 "заложить" следующий меандр. До места, где речка повернула на юг, мы плыли часа два. Встреченный тут рыбак сообщил, что до Тверцы по реке километров 10, примерно на середине этого расстояния должен быть мост. Плывём час -- моста нет. Возможно, подумалось, это из-за того, что в одном месте пришлось обносить упавшие в воду деревья.

Места здесь красивые и глухие. На высоких берегах растут "настоящие" сосны, на некоторых из них видны следы зубов бобров, на удивление вредного животного -- почти все деревья, лежащие в русле реки (а их немало), "спилены" этим грызуном. Река даже в таких берегах продолжает немилосердно петлять. Ещё примерно через полчаса нам сказали, что до моста по реке километра два. Только через час петляния по речке мы наконец увидели мост. До Тверцы осталось километров 7 (по карте). Характер реки весь день примерно один и тот же: она сильно петляет, а в лесу добавляются ещё и завалы.

Однажды нам довелось увидеть и их виновника -- бобра. Он с шумом плюхнулся в воду около берега и мгновенно исчез в реке. Минут через 50 мы увидели, как две байдарки пытаются пройти очередной завал вверх по течению. С лодок нам сообщили, что до Тверцы осталось около километра. Этот "километр" мы проплыли минут за пять, хотя предыдущие девять плыли 3,5 часа. Вот и верь после этого людям. Мы на Тверце, на финишной прямой. Течение приличное, ничего сложного и изматывающего впереди нас не ожидает -- греби и греби в свое удовольствие.

Байдарочников на реке очень много, что несколько оживляет окончание маршрута, но найти приличное место для ночёвки становится сложнее, хотя мы вдвоем сможем приткнуться почти везде. Часа за полтора спокойного плавания по Тверце мы доплыли до Борового. Там есть очень хорошее место для ночёвки, но оно оказалось занято. Однако и на противоположном берегу стоять было тоже неплохо. В этот день мы видели десятка полтора групп.

Так что наш достаточно нетривиальный маршрут интересен ещё и тем, что он остаётся не таким, как Тверца, забитым и часто посещаемым. С утра следующего дня шёл дождь, временами он прекращался, а затем возобновлялся с новой силой. Часа через три мы доплыли до Торжка. Около второго моста вылезли на берег, уже окончательно в этом походе. Дождь перешёл в ливень, пришлось переждать его под мостом. За час мы собрались и пошли на вокзал.

Ближайшая электричка на Тверь в 19.55, (предыдущая ушла в 14.45 -- чуть-чуть не успели), и мы опять проводим время на вокзале. В Твери мы были в 21.30 и почти сразу (в 22.00) уехали в Москву. Даже успели на последний поезд метро. Этот интересный и очень насыщенный маршрут позволяет за 3--4 дня проплыть по очень непохожим рекам нескольких водных бассейнов и посетить нетронутый весенний лес. Его стоит рекомендовать группам, которые ищут чего-то нового и необычного не очень далеко от Москвы.

Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/