Его специально открыли для туристов. Они начали знакомиться с произведениями искусства. А в группе был фотограф Илья — рыжий парень с уныло повисшими рыжими усами. Он старательно фотографировал шедевры. Наконец он попросил собраться всю группу, чтобы запечатлеть её в местном центре культуры на финише путешествия. В кадр вся группа не помещалась, хотя собрались кучно. Чтобы всех было видно, Илюша начал пятиться.
Он отступил на шаг, потом на два... А за спиной Илюши на небольшом постаменте стоял хрустальный гусь, отлитый в натуральную величину. Это был очень редкий музейный экземпляр (из стекла очень тяжело отливать изделия с толстыми стенками, ещё сложнее их отжигать. Теплопроводность стекла небольшая; поверхность остывает, а центр пока горячий. Охладившаяся поверхность сжимается, и изделие разрывается).
Да, этот гусь был ценным музейным экспонатом... Был, потому что, пятясь, Илюша спиной столкнул уникального хрустального гуся с постамента... Вначале был шок. И у всей группы, и у экскурсовода. Звон разбивающегося стекла и куча осколков вокруг... Жалко гуся... Жалко работу старых русских мастеров, поэтически воплотивших в стекле символ родного города.
Жалко уникальный музейный экспонат. И вообще это было невосполнимо. Женщина-экскурсовод заперла экскурсантов в музее и побежала докладывать директору. Тот вызвал милицию. Туристов отвезли в местное отделение милиции и продержали там то ли двое, то ли трое суток. Но много ли штрафов возьмёшь со студентов! В конце-концов их отпустили.
Традицию никто не отменял. После похода надо было встретиться. Туристы на вечер воспоминаний скинулись и купили гуся. Его запекли, и он стал украшением вечера. Все воспоминания, естественно, вертелись вокруг музея, гуся и камеры предварительного заключения Гусь-Хрустального. Легенда утверждает, что это и явилось рождением всех «гусятников».
Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/