(495) 517-51-35

Вокруг Земли

А точнее, вокруг суши едет на велосипеде известный российский путешественник из С.-Петербурга Владислав Кетов (см., например, № 82), причём в прямом смысле: его маршрут проложен вдоль берегов всех материков. Велосипед избран Кетовым как самый доступный экологически чистый транспорт. Без малого 20 лет продолжается с перерывами это путешествие, а точнее – проект, который назван «Эдем». Владислав выехал из С.-Петербурга в мае 1991 г. и совершенно автономно, без всякого сопровождения, уже объехал Европу с Африкой, Азию и обе Америки, кроме арктической части. Им уже пройдены в несколько этапов 144 тыс. км, 93 страны, 8 зон боевых действий, 7 пустынь и многочисленные горные районы. 

В основном приходилось ехать по грейдерам, грунтовкам или вовсе без дороги. Идея путешествия вдоль береговой линии даже запатентована В.Кетовым в советско-американском фонде «Культурная инициатива». Организация ООН по проблемам окружающей среды (UNEP) в 1995 г. присвоила Владиславу официальный статус своего представителя. А в ноябре 2003 г. за осуществлённую часть проекта он первым был удостоен звания «Выдающийся путешественник России» (это звание присваивает Туристско-спортивный союз России). На сезон 2010 г. 61-летний Владислав запланировал преодолеть северную сторону Евразии. Два года назад он съездил на Север в разведку.

рисунок_6.jpg

Оказалось: на велосипеде по побережью ни в Архангельской области, ни в Ненецком АО проехать нельзя. Дорог там нет, на пути множество рек, скалы... Была мысль передвигаться на оленьих упряжках, но, как выяснилось, оленям очень трудно тащить нарты по летней тундре, и они быстро устают. В общем, Владислав добрался до Ямала – где пешком, где на самолёте и вертолёте, а где на буксире по морю – и оттуда уехал домой в Петербург, разумно решив, что арктическое побережье в одиночку не проехать и не пройти. Надо делать вариант «Б» – ехать на велосипеде по первой от берега дороге. 12 мая В.Кетов отправился в Оленегорск, где в 2005 г. стартовал этап «Сканди-Невия».

Путешественник тогда проехал по побережью Скандинавского полуострова до С.-Петербурга. 14 мая этого года – старт этапа «Россия». Путь Кетова лежит через города Беломорск, Каргополь, Котлас, Сыктывкар, Березники, Ивдель, Ханты-Мансийск, Сургут, Белый Яр, Ачинск, Красноярск, Усть-Кут, Северобайкальск, Тында, Февральск, Комсомольск-на-Амуре и оканчивается в Советской Гавани – относительно недалеко от места завершения в 1997 г. этапа «Азия». (Да, ближайшая подходящая дорога лежит довольно далеко от побережья Северного Ледовитого океана. Но севернее неё на велосипеде не проехать.) Таким образом, кольцо вокруг Евразии вместе с Африкой, можно сказать, замкнётся.

Но до Совгавани ещё очень далеко. 4 июня Кетов пересёк границу Коми. В среднем в день он проезжает 100 км. Но это совсем не обязательно. Скорость зависит от качества дороги, рельефа и ветра. Самый постоянный фактор из всех, пишет Владислав в своем блоге, – ветер. Он почему-то всегда встречный, куда ни поедешь. Ночует Кетов иногда в гостях, иногда в гостиницах, когда не у кого остановиться, а если нет в округе жилья – в палатке. Цена гостиниц примерно одинакова, но условия разные: от «удобства в конце коридора» с неработающим там же душем до уютных номеров с ванной. Бывает, добрые люди зовут путешественника к себе переночевать.

В Малой Липовке (в 100 с лишним километрах после Няндомы) пошёл Владислав в магазин купить молока и спросил там про ночёвку. В этот момент зашла за картошкой местная жительница, замечательная женщина Анна Васильевна. Вскоре Владислав был уже у неё дома. Она удивлялась, что Кетов так много пьёт молока (два литра, как обычно). Он объяснил ей, что это только в пути. При таких нагрузках – большие потери жидкости. Высыхаешь, нужно восполнять. Вначале (в Карелии, севернее Кеми) вдоль обочины тянулась сплошная свалка. Даже указатель «Место отдыха – 20 км» обозначал тоже свалку.

Никакого места отдыха не оказалось. 24 мая Владислав отметил первую тысячу километров. Десятая часть маршрута! 28 мая доехал до трассы «Холмогоры». Похожа она была на прифронтовую дорогу: на асфальте ровного места не было. Утро 2 июня началось со звонков из Котласа: из городской администрации, от городских СМИ. На посту ГАИ за 5 км до города велосипедиста ждала съёмочная группа. На следующий день в горадминистрации состоялась встреча с руководством города и представителями СМИ. Владислава хорошо встретили и в турклубе – засиделись до ночи.

Утром провожали в дальнейший путь местные ребята-туристы. Один из них, Олег Мамонтов, вывел путешественника по запутанному выезду из города. 6 июня Кетов был в пос. Усть-Чёрная Пермского края. За 70 км до посёлка началась грунтовая дорога. Ехать по ней гораздо тяжелее, чем по асфальту. Правда, она тут лучше, чем в Архангельской области, чище и проходимее. Много мест для отдыха с навесами, скамейками и ёмкостями для мусора. Даже встречаются таблички «Водитель! Спасибо за чистые обочины!».

Ехать по такой дороге гораздо приятнее. В 20-х числах июня Кетов планирует быть в Екатеринбурге, где рос, учился и жил до переезда в Петербург. Владислава также радует, что проедет через Тюмень, где живут очень хорошие его знакомые. ...На этапе «Россия» проект не закончится. Остались пропущенные по разным причинам (военные действия, отказ в выдаче визы и др.) участки маршрута. Осталась Австралия и крупные островные территории: Великобритания, Япония, Исландия и другие. Так что у Кетова ещё многое впереди…

Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/ 

рисунок_7.jpg

Задайте вопрос...