Легендарная Тридцатка

Ночевки в приютах, туристы не готовят, 7 дней

Через горы к морю 2024 с облегченным рюкзаком!

Сплав по реке Воньга

Воньга – популярная река. Когда-то параллельно с нами шли, кажется, шесть групп. Наверное, это можно объяснить ещё и тем, что сложность препятствий на этой реке нарастает постепенно. Пороги 2-й и 3-й к.т. встречаются не в первый день, а три самых серьёзных – частично непроходимый Собачий, Вяккер (4–5 к.т.) и Ассу (3–4 к.т.) – поджидают сплавщиков ближе к концу маршрута, когда команда уже достаточно натренировалась на порогах попроще.

Поезд приехал на нашу станцию в час ночи. Июль пока не дошёл до середины, и первое, чем покрасовалась перед нами Карелия – это белыми ночами. Они настолько светлые, что, не будь в посёлке Энгозеро так тихо и безлюдно, мы могли бы не поверить часам. Думаю, многие «водники», бывавшие в Карелии, помнят, как красиво озеро Энгозеро в любую погоду и каким неласковым частенько бывает... Нас оно в этом году встретило благожелательно. Когда мы, заеденные оголодавшими комарами, погрузились в байдарки и стартовали, ветер был небольшой, а небо – ясное. Нам надо было пройти сегодня 20 км по Энгозеру.

Через некоторое время сквозь ажурные облака до вёсел дотянулись рыжие лучи рассветного солнца. Я бы показала встающее солнышко своей 4-летней дочке, которая всё никак не могла поверить в светлую ночь и настаивала, что сейчас день… Но Веня, упакованная в новый спасжилет, давно спала в среднем отсеке байдарки. Часам к 10 утра после бессонной ночи я стала «отключаться» прямо с веслом в руках, рискуя вывалиться из лодки. Жаль, что мы не взяли кофе… Умывание тёплой забортной водой помогало лишь на минуту. Жёсткое растирание ушей, лица и шеи – минут на пять. Наверно, примерно так чувствует себя за рулём переутомившийся водитель.

Заливы озера Гагарино заросли кувшинками

Ещё через час я запросила пощады. Адмирал – капитан нашей «Варзуги» и мой муж по совместительству – не стал дожидаться, когда я вывалюсь из байдарки (а то она ещё перевернётся), и разрешил закончить на сегодня сплав, хотя погода была самая подходящая для его продолжения. Обрадованная, я схватила «герму» с палаткой и поковыляла её ставить, с трудом расходясь с деревьями. «Ах, так!», – казалось, возмущённо подумало Энгозеро, и ласковое небо за считанные минуты нахмурилось тучами, а синяя вода стала свинцово-серой. Уже сквозь сон я услышала дробь дождя по тенту палатки… Правда, потом природа нас то ли простила, то ли решила наказать по полной программе.

Два дня мы «пилили» по Энгозеру, преимущественно против ветра, под злорадно скалящимся солнцем. Обгорели и вымотались все, кроме Вени и кошки. Некоторые были близки к солнечному удару. Ну вот наконец и река. Здравствуй, Воньга, давно не виделись. Помнишь ли ты меня, 18-летнюю девчонку, которая заявилась к тебе 8 лет назад в свадебное путешествие? Это не метафора, мы с Лёшей действительно пошли после свадьбы в Карелию, даже не помышляя о всяких кипрах и турциях. Как мне было поначалу страшно! И как же мало тогда было воды! О том, чтобы кильнуться, и речи не шло – только о том, от скольких камней удастся отбиться веслом, прежде чем мы опять на что-нибудь сядем.

Большую часть порогов мы проходили примерно так: бдымс!.. дзынь!.. бац! – это лязг и скрежет вёсел о камни; вррржжжжжжж… – байдарка вылетает на камеь. «А, чёрт, прости, не успела. Мне вылезать?». На следующий год мы опять пошли на Воньгу, и вода была выше. Вёсла уже не приобретали неповторимую гофрированную форму. А вот сейчас – много воды или мало? Доплыли до первого препятствия – разрушенной плотины. Прохождение её было настолько просто и очевидно, что хватило осмотра с воды. Адмиральская «Варзуга» подаёт пример, и «Таймень» – под мелодичный Дашин визг – тоже проходит плотину благополучно.

Следующие несколько препятствий оказались не сложнее, и их тоже проскочили, осмотрев только с воды. Как всё стало непохоже на то, что здесь было 7 и 8 лет назад! И всё-таки – много сейчас воды или мало? Позже мы поняли, что воды было весьма много, и именно поэтому первые препятствия проходили так легко. Уровень воды стал ясен у моста старой лесовозной дороги на Пильдозере – в прошлые походы под ним проходили байдарки вместе с экипажем, в этом же пришлось вылезать и пропихивать лодки под мостом. «Сань, мы вас сейчас учим плохому, – внушала я второму экипажу, у которого байдарочный стаж поменьше. – Вообще-то прежде, чем ломиться через пороги, их нужно с берега осматривать».

– «Да что тут осматривать! – возмущённо встревал адмирал. – Тут же нет ничего!» Когда же пошли порожки посерьёзнее, их стали осматривать, и я перестала брюзжать. «Наверно, вам скууучно… И жаааарко», – так и слышался ехидный голос Карелии над ухом, когда жгучее солнце сначала прикрылось белым облачком, а потом уютно закуталось в серое дождливое одеяло. Солнца не будет – жди, не жди, – Третью неделю льют дожди. Третью неделю наш маршрут С доброй погодой врозь... Невольно приходили на память эти строки из «Вальса в ритме дождя». Хотя он лил всего день, всё равно не очень-то приятно проходить пороги, когда холодно, промозгло, и всё пространство, кажется, затянули дождевыми струнами, на которых наигрывает ветер, а вода в перекатах поёт:

В небе не виден звёздный свет, В небе просвета даже нет… Да, случалось в нашей практике и такое. И ничего, проходили маршрут. Но когда адмирал объявил, наконец, остановку на усиленный перекус под тентом, с горячим чаем и супом, прочувственное Санино «Ура адмиралу!» поддержали все. Тем более, что дождь всё больше походил на ливень. И вот взрослые торопливо хлюпают по лужам, оборудуя стоянку. Кошка ищет сухое место и в конце концов трогательно забивается под коврик. Возмущённо ревёт Веня. Она спала в байдарке под тёплым тентом, который с неё зачем-то сняли. Лязгает зубами адмирал, вякает пила, которой Саня скармливает очередное полешко...

Слышен треск разгорающегося костра... И дым, много дыма от сырых дров. Зато тепло и сверху тент. Кошку извлекли из-под коврика и усадили сохнуть вместе со всеми. Вскоре робкая идея «А давайте больше никуда сегодня не пойдём!» превратилась в твёрдое решение. М-да. Только-только наверстали те 5 км, которые не прошли в первый день, и собираемся отстать от графика на целых 8. Это грозило нам потерей днёвки, но мы оптимистично надеялись «нагнать» километры в следующие дни. Время ещё было. Дождь поутих. Дрова подсохли и перестали так нещадно дымить. В канне закипел чай. «А я всё равно люблю Карелию!» – уверенно крикнула я реке. Более того: только тогда, когда меня окатили дождичком, я, наконец, полностью осознала, где же я.

Невыносимая жара совсем не ассоциировалась у меня с Карелией… Скоро уже перед нами предстанет озеро Собачье, а за ним Собачий порог с водопадными сливами. Он всего лишь несколькими километрами отделён от порога Вяккер, который, в свою очередь, находится не так уж далеко от Ассу. 7 лет назад мы проходили все три этих самых серьёзных на маршруте порога в один день. Прошли чисто, но метров через сто после Ассу мы гордо кильнулись на полнейшей ерунде, за 50 м до стоянки, на которой экипажи идущих впереди байдарок уже начали выгружаться. Устали, потеряли бдительность…

Решив, что в этом году лучше так не делать, Лёша распределил эти препятствия на два дня: сначала хотел разобраться с Собачьим, а на другой день покорять оставшиеся пороги. Но, увы, наш «хвост» в 8 км спутал все карты, и хотя погода наладилась, к вечеру того дня, когда Собачий по плану уже должен был быть пройден, мы только подошли к одноимённому озеру. Утром решили было обнести Собачий целиком, а не только непроходимую для байдарок его среднюю часть со сливами. Стали тыкаться в берега в поисках тропы обноса. По описанию, она начинается задолго до порога и идёт перпендикулярно ему. Не нашли. Кроме нас, неудача в этом деле постигла и катамаранщиков из Брянска.

Они, не особо расстроенные, философски рыбачили перед входной шиверой Собачьего. «Ребят, у вас удочки-то есть?» – дружески окликнул нас один из них. После отрицательного ответа предложил часть улова. А когда я, забирая увесистый пакет, обмолвилась, что у нас не хватает на все дни тушёнки (рассчитывали на грибы, а их не оказалось), нам немедленно вручили и остальной улов. «Берите, берите! Мы вчетвером столько за полчаса наловим». Спасибо! Гастрономическая проблема была решена. Итак, самые серьёзные пороги на маршруте. На входную шиверу Собачьего меня не взяли, и мы с Веней, кошкой и фотоаппаратом наблюдали с берега за одиночным прохождением адмирала.

Лёша так поверил в высокий уровень воды, что засомневался: а прошёл ли он только что те самые водопадные сливы, оказавшиеся затопленными?.. Но нет. При дальнейшем осмотре сливы нашлись, как всегда непроходимые. Вяккер. Это название согласно книге Алексея Шилова «На байдарке по Карелии» переводится как «вертун». «А может, ты туда не пойдёшь?» – поинтересовался у меня капитан. Но я взбунтовалась. Хочу в порог! В большой!!! Я по ним соскучилась за то время, пока дочь была совсем маленькой и без мамы оставаться не могла. И, отстояв своё право на купание, я вприпрыжку побежала к байдарке. Саня доблестно снял на видео, как мы чисто прошли главный слив и триумфально ушли за поворот.

А то, что за ним мы сразу вылетели на камень и пришлось десантироваться, чтобы не перевернуться, в объектив не попало. «Дашка! Ты в порог идёшь?! Снимай штаны и застёгивай подгузник!» – завопила я, примчавшись на «фотополянку» над главным сливом. Разумеется, под «подгузником» имелся в виду не памперс, а нижние стропы спасжилета, которые пропускаются между ног и не дают ему в воде задираться до ушей. Даша, впечатлённая моим тоном, а пуще того – очень мокрым, хотя и счастливым видом, обречённо послушалась. Ситуация повторилась: ребята отлично прошли главный слив и гордо вылетели на камень ниже по течению. Но не кильнулись и не продрали шкуру байдарки, так что вполне обоснованно могли собой гордиться. Что они и делали.

Вяккер мы проходили так долго, что Ассу (в переводе «шалый», согласно А.Шилову) перенесли на утро. Заночевали прямо после Вяккера. Было уже 10 часов вечера, а у нас – большой пакет рыбы, которую требуется почистить и приготовить. Уфффф… Если у вас есть враги, вполне можете подарить им много сырой рыбы на вечер. Сначала чистилась рыба на уху. Потом – чтобы пожарить к рису на второе. Потом мы до двух ночи сидели и обречённо жарили в крышке от канна всё оставшееся. Но было очень вкусно, так что катамаранщикам из Брянска всё равно большое спасибо. Ассу мы обнесли. Не потому, что он был непроходим, а потому, что были высокие валы, которые опять захлестали бы наши недостаточно хорошо зачехлённые байдарки. Если бы мы не шли в Белое море, моглизакончить поход перед Ассу.

Там есть дорога на станцию, где раньше надо было «голосовать» официально не останавливающемуся поезду, а сейчас ходят электрички до Кеми. Наша дочь весь поход прошла с мантрой «У меня не получится/не получается». К середине маршрута её передразнивали все. И, тем не менее, Веня уже заметно помогала. Была на подхвате на «кухне». Носила к байдарке и от неё не только свои игрушки, но и все нетяжёлые предметы. Освоила установку палатки, а потом как-то ненавязчиво на ребёнка спихнули обязанность раскладывать там вещи. Растёт дитё, и, вроде бы, не избалованной принцессой. И это радует. П олюбовавшись на стоянке н а д А с с у н а «наряженные» кедами и кроссовками деревья и на свалку байдарочных запчастей, продолжили путь в Белое море.

Далее, согласно книге Шилова, мы должны были встретить нежилую деревню Воньга. 7 и 8 лет назад о н а д е йс ТВ и т е л ь н о была такой. Но теперь домики отстроили, провели электричество. Слышно было мычание коров, во дворе виднелись гуси... Чуть ниже деревни – разрушенная плотина. При её прохождении наша дремавшая кошка неожиданно рванулась на берег, не долетела, чудом была поймана за конец поводка и втащена обратно в байдарку. Затем последовала довольно внушительная и длинная шивера – начало порога Морской. После неё устроили перекус (мокрую кошку утешили рыбой), и вот последнее препятствие.Эх… Не надо проходить пороги перед морем во время отлива.

Мелко там в это время. Но нам деваться было некуда, и порог мы прошли – преимущественно ножками, по колено, а то и по щиколотку в воде. Я заразила Веню и Дашу желанием непрерывно опускать палец за борт и на вкус проверять, солёная вода или ещё нет. О! Она стала чуть солёной! А вот уже и совсем солёная! Ура! Мы вышли в Белое море! Жара не отменяла того факта, что Белое море – залив Северного Ледовитого океана. Мы с Дашей там купнулись, правда, очень быстро, «для галочки», чтобы потом с гордостью говорить: «Мы купались в Белом море». Сане стало завидно, и он тоже «поставил галочку». Закаты на Белом море, да и вообще в Карелии, неизменно восхитительны и неповторимы. Днёвки у нас так и не получилось: не нагнали все километры.

Но, во-первых, по морю нужно было пройти совсем немного; во-вторых, по спокойному морю плыть быстрее, чем по озеру. А Белое море в этот раз было к нам очень снисходительно. Когда дул попутный ветер, казалось, что мягкие волны приподнимают байдарку на ладони, как ребёнок – божью коровку. Она бежит по руке, торопится, но стоит человеку сделать всего один шаг – и букашка переносится на гораздо большее расстояние. Наша байдарка была именно такой букашкой на ладони у моря… Уже к трём часам дня мы прошли необходимое расстояние и встали на стоянку. Завтра предстоял последний переход. «О, это мы ещё и выспаться успеем», – обрадовался Саня. Оптимист!

Полуднёвка пришлась на нашу с Лёшей 8-ю годовщину свадьбы. Да, 8 лет… И все 8 лет мы ходим в Карелию, начиная с того самого «свадебного путешествия». И нам до сих пор это не надоело. Да и как может надоесть, если мы не узнаём реку, на которую пришли аж в третий раз! Друзья торжественно преподнесли нам бутылочку крымского вина, которое весь поход провокационно булькало в продуктовой сумке. Вы не представляете, как здорово сидеть на берегу острова в море с душистым «бастардо» в походной прокопчёной кружке, с гитарой и в хорошей компании. Веня отказалась идти спать в палатку, и её уложили на коврике у костра. Визборовско-Никитинская «Ночная дорога» отлично сошла за колыбельную…

Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/