11111
Поговорим о зимних цивилизованных велопоходах (ЗЦВ) и о том, как ими следует заниматься. Стиль подобных путешествий родился в Петербурге в клубе "ВелоПитер". Во всяком случае, автору не известно, чтобы кто-то ещё путешествовал таким образом.
В чём суть явления? В том, что группа велотуристов колесит на своих байках по городам и весям нашей страны, как правило, в декабре – феврале, проезжая за день не очень большие расстояния и останавливаясь в гостиницах. Почему именно так? Приятно попутешествовать по спокойным зимним дорожкам российской и СНГ-шной провинции, однако "крутой зимой", когда погода изменчива, а продолжительность светового дня минимальна, хочется приезжать в тепло.
А вечером можно с интересом побродить по улицам городов (каждый день новых), устроить посиделки в гостинице. Особенно приятен в путешествиях такого типа контраст. Скажем, выезжаете вы из отеля, а на улице 18 грд. мороза! За 5-6 часов езды до другого городка вы вдоволь "нахлебаетесь" холода и покажите свою удаль, а тут как раз новый тёплый отель!
Посидели часок, отогрелись, попили чайку, надели "приличные одежды" – и на прогулку! Очень рекомендую! Лучший срок для ЗЦВ – январские праздники. Свободного времени много, поехать за границу накладно (на Рождество дорожает всё, от отелей до авиаперелётов). Остаётся приятно провести время в родной стране, тем более что отечественные гостиницы, в отличие от зарубежных, в это время стоят практически пустыми.
С точки зрения выбора маршрута целесообразно обратить взоры на южную часть страны: Брянскую, Тульскую области и южнее. Почему? Города здесь расположены гуще, что позволяет более удобно планировать маршрут, день заметно длиннее, чем у нас на севере, и климат в это время года более благоприятный, чем, скажем, в Вологодской области. Кроме России для ЗЦВ годятся также Белоруссия и Украина .
По поводу длины светового дня приведу цифры. Его продолжительность 1 января в Курске составляет 7 часов 53 минуты (восход в 8.41, заход в 16.34), а в Питере 6 часов 1 минуту (восход 10.01, заход 16.02). То есть почти 2 часа разницы, что довольно существенно. Для ЗЦВ идеально подходят "связки" между райцентрами, а вот основные трассы, равно как и просёлки – не вариант. Последние могут оставаться не чищенными, а на трассах даже зимой бывает тесно.
По расстоянию 65 км в день плюс минус 15 км – "самое то". (Даже эти 60-70 км могут превратиться в настоящую "битву с дорогой", если она плохо очищена или, наоборот, заледенела.) С одной стороны, это расстояние позволяет хорошо размяться, с другой – оставляет силы, чтобы порадоваться вечерней прогулке по очередному городу.
Кроме того, ранний приезд туда даёт возможность вовремя принять меры в случае, если с гостиницей возникнут проблемы. Бывает, что в ней, например, выключили свет или отопление. Если в 4 дня обнаруживается, что гостиница не работает, то у вас остаётся время, чтобы добраться до соседнего городка (например, ещё 30 км) своим ходом либо на транспорте: электричкой или автобусом. Наличие гостиницы в городе можно определить по его статусу.
В районном или областном центре она должна быть. Ещё переночевать можно в общежитиях, которые сдают часть комнат, в домах отдыха и на турбазах (это бывает дешевле). В последние годы появились коммерческие мотели, однако цены там, как правило, в 5 и более раз выше, чем в муниципальных. Если вы сомневаетесь, есть ли в городе гостиница, это легко проверить.
Приходите на переговорный пункт (в Питере – набираете номер 077) и заказываете переговоры с гостиницей в городе вашей мечты. Скажем, в Рыльске. Вас соединяют, взимая за нахождение телефонного номера плату в размере 2-х минут разговора с этим городом. Иногда, правда, бывает, что гостиница есть, а телефона в ней нет. Тогда указанный метод приводит к ошибке: телефонный оператор может ответить: "Гостиницы в городе нет". Такие случаи с нами бывали.
Из снаряжения в ЗЦТ необходимо брать фонарики на байк как задние, так и передние (всё-таки иногда не удаётся добраться до отеля засветло), "цивильную" одежду для вечерних прогулок, кипятильник, чтобы в номере попить чайку, спальник (он пригодится, если в гостинице холодно или приходиться искать ночлег у местных жителей).
Желательно также иметь велочехол для перевозки байка в поезде. "Велочехол, сделанный правильно" не пропускает воду. Зимой это особенно важно: полностью отряхнуть байк от снега невозможно, а когда вода с верхней полки купе капает на голову – это не очень приятно. Питание лучше всего устраивать так: утром и вечером ужин своими силами в номере гостиницы (для этого надо иметь миски, ножи, ложки, кипятильник и/или газовую горелку), а в середине дня обед в столовой.
Сегодня в маленьких посёлках (особенно на трассах) открываются кафешки, где кормят дёшево и прилично. Полноценный обед может обойтись в $2-2,5, к тому же вы используете шанс посидеть в тепле. Однако, если в середине вашего дневного пути городок не предвидится, надо брать с собой перекус и чай в термосе. Далее описан маршрут подобного вида от Рыльска до Гадиловичей.
На Новый (2003-й) год задумали мы проехать по границам трёх братских стран: России, Белоруссии и Украины. Хотели не только прокатиться на байках в рождественские каникулы, но и посмотреть, где как люди живут через 10 лет после разделения СССР на независимые государства. Маршрут родился как бы сам собой: Рыльск (Россия) – Хреновка ( Украина ) – Гадиловичи (Белоруссия) – Жлобин (Белоруссия).
Наш поход начался от станции Суземка (до неё 3 часа на электричке на юг от Брянска), откуда через лес идёт асфальтовая дорога, которая прямо на наших глазах заносилась снегом. 40 км до Севска, которые мы должны были проскочить за пару часов, "пилили" все 4. В город прибыли в темноте и под "жидким снегом". Это когда с неба вроде шёл дождь, но, попадая на одежду, тут же превращался в лёд.
В местный "рэдиссон" мы зашли, буквально треща: с каждым движением руки или ноги ледок на одежде трескался. 30 декабря погода показала всё, на что способна. Дул встречный ветер, а лесов, защищающих от него, здесь почти нет. Периодически шёл не то снег, не то дождь, на дороге с утра был лёд, а в обед – снежное месиво на льду. Дороги, наверное, в тех краях хорошего качества – асфальт, но он оказался подо льдом и снегом.
Ползли со скоростью 13-14 км/ч. Честно говоря, в этой части маршрута ничего интересного нет: ни красивых ландшафтов, ни интересных памятников. Более "весёлая" местность пошла перед Рыльском: холмы, лесополосы. По обледенелым спускам ехали просто крадучись. Столица Рыльского района встретила нас магазином "Рыльчаночка", который произвёл на нас глубокое впечатление своим названием, и жутко обледенелым спуском к гостинице.
Местные жители просто замерли, когда двое байкеров на тяжелогружёных велосипедах въехали на лёд, по которому текла талая вода. Если бы мы были в одиночестве, то наверняка бы навернулись. Но тут пришлось честь мундира держать! Остановились в эдаком "хилтоне", в номере "люкс". Как он выглядит? Номер на двоих с чёрно-белым телевизором, который ловит два канала при помощи антенны, привязанной верёвочкой к трубе батареи.
Стол со следами ожогов от кипятильников, кровати раздолбанные, но спать можно. Удобства – два "очка" на этаже. Ходить туда можно только в уличной обуви, ибо на полу не очень чисто. Ну и, конечно, идя в туалет, не следует забывать фонарик: света нет. Но есть душ – приятное отличие рыльского "хилтона" от многих других провинциальных отелей.
Если кому покажется, что такие условия не хороши для встречи Нового года, то это глубокое заблуждение! Очень даже подходят! Именно в этом мы убедились на следующий день. Днёвка. Хорошо здесь, в Рыльске! Правда, задул дикий ветер, похолодало на 15 грд, но нам ехать сегодня никуда не надо. Название город получил не из-за внешности своих жителей, а по имени речки Рыло, которая впадает здесь в реку Сейм.
Город весьма приятен, в первую очередь благодаря своеобразному ландшафту: холмы, рассечённые оврагами. Здания в основном каменные, постройки конца 19 века, есть несколько интересных церквей; рядом с городом расположен монастырь. Вечером устроили встречу Нового года. Меню: скумбрия х/к, пюре растворимое, масло шпротное, вино сухое, яблоки. Полная свобода: считаем скумбрию новогодним блюдом, значит, так оно и есть.
Не любим шампанское? А кто нам скажет, что Нового года без него не бывает? На другой день нам предстояло пересечь границу России и приехать в украинский город Глухов (всего 66 км). Утром выехали поздно, часов в 10. Рыльск ещё спал, редкие прохожие шли куда-то нетвёрдой походкой. Одна женщина, приняв нас за местных жителей (ну кто ещё может тут ехать в ультрексовых костюмах и гортексовых башмаках на байках "MARIN" с велорюкзаками в 10 часов утра 1 января?!), поинтересовалась у нас дорогой к магазину.
Это обстоятельство так потрясло Аню, что на ближайшем спуске она упала два раза. Местные с пониманием качали головами. Конечно, думали они, тяжело "с бодуна" ехать по обледенелой трассе! Дорога в Украину чищеная, местами обледенелая. Ехать по ней весело: холмики, посадки, лесополосы. Приближаемся к границе. Вот бывший переезд. Когда-то здесь проходила железная дорога.
Слева ещё лежат рельсы, а справа их уже разобрали. Эта ж.-д. ветка шла как раз по границе, пересекая её во многих местах. Вот пос. Городище. Идёт трасса: справа – домики, слева – лес. Домики российские, лес – украинский. Оп! Магазин! Дай зайдём, узнаем, чей он. На сильно выраженном украинском говорке нам отвечают: "Наш, конечно! А вот лес за магазином – уже ихний!" Из расспросов выяснилось, что "большого беспредела" на границе нет.
То есть официально пересекать её нельзя, но никто это не контролирует. Поэтому местные продолжают ходить по грибы в соседнее государство. Впрочем, бывают и патрули. Вот рассказывают, один небритый украинец нелегально через лесок пошёл в Россию. Казалось бы, ну и что? Однако попался патрулю, приняли за чеченца и долго выясняли: кто, откуда, куда?
Приезжаем на границу. Здесь всё, как у "больших": таможенная зона, пограничный контроль. Мы не единственные на КПП: ещё присутствуют две машины и семья иммигрантов с Украины (едут на ПМЖ в Братск). Пограничники записывают номера наших паспортов. Годятся как заграничные, так и общегражданские, но не просроченные. Въезжаем на украинский КПП. Посередине стая собак, одна из них кусает Аню за башмак.
Заполняем иммиграционную карту, получаем штамп в паспорт и после краткого досмотра велорюкзаков въезжаем в Незалежную. Вокруг ничего не меняется. Бросается в глаза разве что Незалежность. Скажем, подъезжаем к школе и видим на ней огромный плакат: "Вы – дети Незалежной Украины". Подобные лозунги виднеются и в других местах. Въезжаем в Глухов. Сначала промзона. Миновали "Завод средств вычислительной техники".
Останавливаемся в общежитии для военнослужащих. Всё как в России, один к одному: из пяти ламп работает одна, душа нет, мебель типовая. Правда, деньги другие – гривны. Но цены примерно те же. Если в Рыльске мы платили 130 р. (хотя были номера и по 80), то здесь получилось около 75. Раньше, когда народ массово "челночил", рубли в Украине брали.
Теперь, при одинаковых ценах по обе стороны границы, тут не только перестали брать рубли, но и даже не знают обменного курса (примерно 6 р. за 1 гривну. – Прим. ред.). Кстати, доллары менять выгоднее. Вышли в город. Везде полная иллюминация, соборы подсвечены, ёлок – штук 10, и все в гирляндах. В магазинах изобилие. Цены заметно выше, чем в соседних регионах России. Хлеб, скажем, в два раза дороже, чем в Рыльске.
Глухов – совершенно очаровательный городок, и жить в нём, наверное, приятно. А вот сказать, лучше или хуже здесь живут люди, чем в России, трудно. Конечно, надо сравнивать не с Питером или Москвой, а с соседним Рыльском. Таких диких условий на дорогах, как на Украине, я больше нигде не видел. От Глухова до Новгорода-Северского 68 км абсолютно голого льда, намороженного на асфальт.
Кое-где видно, что посыпали песочком, только мест таких очень мало. Въезжаем в Шостку. Помните, у фильмов советского периода в титрах значилось: "Фильм снят на плёнке Шосткинского ПО "СВЕМА"". Вот этот завод здесь. Состояние дорог в Шостке иначе, как "полным атасом", переходящим в кромешный кошмар, назвать нельзя. Лёд здесь не ровный, а как бы кусками. Ехать по нему ужасно.
Перед Новгородом проехали по удивительно красивой дорожке, идущей вдоль берега Десны. Крутейшие спуски, затем подъёмы. Всё, конечно, обледенелое. Обгоняем старика, ведущего под уздцы лошадку с возом сена. Вообще, во всех трёх странах много лошадок стало у народа. Въезжаем в Новгород-Северский и останавливаемся на турбазе. Получаем полкоттеджа (9 лежачих мест, две комнаты, веранда, душ, застеклённый балкон).
Правда, внутри градусов 12-13. Но и в российских гостиницах температура в 14 грд в помещении не считается холодом. Идём в город. Насколько Глухов – современный и красивый город, настолько Новгород-Северский – зона экономического бедствия. Улицы почти не освещаются: работает каждый второй фонарь и то в полнакала. В магазинах пустовато. Спрашиваем продавщицу: "А где же сыр вашего завода?" – "Да не берём его".
Сыр, производимый здесь, получается примерно по 90 р. за кило. Такую цену местные платить не могут. Да и другие товары здесь заметно дороже, чем в других украинских городах. …Вчера я думал, что еду по жутким дорогам. Как я заблуждался! Это были просто "хайвеи"! Сегодня мы катим по узкой обледенелой трассе. На первых 20 км Аня упала 5 раз. Я уж думал, что не доедет: 5 падений на 20 км пути означают 25 падений на весь 100-километровый участок.
Однако Аня навострилась ездить и падать перестала. Скорость – 13 км/ч, ибо страшно скользко. Одно утешает: погода хорошая. Проезжаем Семёновку, въезжаем в последнее украинское село на границе с Россией – Карповичи. Здесь нас берут в плен стражи границы. Проверяют документы, регистрацию, звонят в центр. Всё в порядке, но границу в Карповичах пересекать нельзя: можно только в местах, где есть КПП (это круг в 80 км).
Вечереет, ехать назад абсолютно не хочется. Делаю вид, что мы собираемся уезжать, а сам подкатываю к трём бабкам и завожу шпионский разговор. Удалось выведать, что зря ехали мы через село и теперь лучше держать на окраину, там направо мимо поля через лесок по тропе до трассы – и мы в России. Так и поехали. Сначала на окраину села, потом по тропе. С автобуса, который только что ушёл, впереди уже идут 4 человека.
Тропа (вернее, просёлочная дорога) плохая, но я еду. Скорость примерно 6 км/ч. Пешеходов обгоняю, но не сильно. Аня идёт пешком. Как выглядит граница между братскими странами? Я задался этим вопросом, как только мы вступили на тропу. Неужели так и проедем через поле да лесок (всего-то 4-5 км), и не будет никакого знака?! Как же я пойму, что пересёк "заветную черту"? Но "знак" был. В одном месте слева от дороги был лес, а справа поле.
Его пересекала ветрозащитная посадка 40-летней давности. В этом месте дорога была перерезана канавой, а за ней на дорогу был повален толстый тополь. Я сразу понял: это и есть граница между Россией и Украиной. Вот так она выглядит в этом месте. Я бы сказал, подло выглядит. Ни знака "Государственная граница" нет, ни хотя бы столбика, какие ставят лесники в лесах, ни шлагбаума. Нет ничего! Вырыта канава, и свалено дерево.
Как подло граница разделила судьбы людей, так подло она и выглядит на местности. Шоссе, идущее по России, оказалось заметно лучше украинских дорог. Было видно, что его чистили, и песком оно было посыпано. Мы сразу покатили 18 км/ч. Да и вообще был какой-то прилив радости: границу пересекли, мы на Родине!
Остановились в первом же магазине и гордо вытащили рубли. Купили на них гнилой сырок, который не смогли съесть (срок годности истёк ещё в прошлом году), и чёрствый коржик. Нет, что ни говори, а Россия и Украина – братские страны. Да, у них жуткие ледяные катки вместо дорог, а у нас зато гнилые сырки и коржики "пять звёздочек". Уже в полной темноте прибыли в Климово. По дороге Аня первый раз попала под машину.
На спуске в темноте наехала на что-то и упала под автобус. Он затормозил и тихонько бампером поддал Ане по спине. Нет, "ночной полёт – не время для полётов", как правильно пел Ю.Визбор. Как ни стараешься выезжать с рассветом, а всё равно иногда до заката приехать на место не успеваешь. После Новгород-Северского нам казалось в Климово, что мы в раю.
Нет, конечно, в местной гостинице тоже не оказалось горячей воды, а "удобства" были, мягко говоря, жутковатыми, зато был автоматический телефон, почищенные светлые улицы. 4 января нам предстояло побывать в интересном месте, где границы всех трёх государств – России, Украины и Белоруссии – соединяются в одном месте. Выехали утром. Ветер встречный. Шоссе, ведущее к кургану, не такое уж и хорошее: снег убран плохо.
Ехать довольно трудно. Тащимся примерно 14-15 км/ч. К тому же первый участок дороги, 28 км до Чуровичей, прямой, как стрела; довольно скучно. Перед курганом – русская таможня. Удивительно, но здесь работают милые люди, чего трудно сказать об их собратьях на других участках госграницы. Ещё километр через довольно приятный лес – и памятник, бывший Курган Дружбы. Или лучше сказать, Курган Бывшей Дружбы.
А как ещё, если, посмотрев от кургана, видишь КПП Украины, КПП Белоруссии. КПП России не проглядывается, но его присутствие Памятников на кургане три. Первый – монументальный советских времен. На нём барельефы с тремя группами людей, каждая из которых что-то представляет из нашей недавней истории. Тут и индустриализация с коллективизацией (трактор, завод), тут и революция с "Авророй" на заднем плане, и Отечественная война.
Как будто появились русские с украинцами на свет только в 1917 г. Второй памятник – стилизованный крест с письменами православного толка, вероятно, поставленный уже в недавнее время. Третий – это чёрный камень, который так заледенел, что прочитать написанное на нём было невозможно. Курган Бывшей Дружбы Осмотрев Курган Дружбы, мы направились в сторону Белоруссии. Граница её – самая европейская из всех нами виденных в этом походе.
Даже магазин "дьюти фри" есть. Всё чисто, аккуратно. Форма пограничников несёт в себе некий европейский шарм. Въезжаем в страну без проблем; правда, дорога на белорусской стороне не чищена. Впрочем, это оказалось скорее исключением: в целом дороги в Белоруссии много лучше, чем в России и Украине. В первом же селе отмечаем: цены очень высокие, примерно как в Питере.
Так как у нас с Белоруссией таможенный союз, то на прилавках много российских товаров – они дешевле. Особенно это касается промышленных изделий, завозимых местными коммерсантами. Кстати, меня досматривали таможенники и на выезде из России, и на въезде в Белоруссию, причём белорусы проверяли количество еды (разрешено иметь не более 10 кг на нос). Коли такие таможенные ограничения, то, значит, полного таможенного союза нет?
Главное, что бросается в глаза в Белоруссии: народ работает. Вот три (три!) трактора тащат огромный стог сена. Вот какие-то работяги совершают странные манипуляции с агрегатом непонятного назначения. В общем, все при деле. Этакий социализм с человеческим лицом. Некоторое свободомыслие белорусам тоже не чуждо.
Взять, к примеру, религию. При социализме она была в загоне, а теперь – пожалуйста! Верь – не хочу! Даже в той гостинице в селе Тереховка, где мы должны были ночевать, устроили церковь! Узнав, что ночевать нам негде, я даже не стал интересоваться, как теперь называется церковь: "Юбилейная", "Колхозная"? Мы отправились на вокзал и уехали на "дизеле" в Гомель. Прежде чем описать, как мы ночевали в Гомеле, расскажу о том, что людей в Белоруссии делят на три категории.
Это осетрина бывает только одной свежести – первой, а люди, как выяснилось, могут быть и трёх сортов. Высший – это, конечно, граждане дальнего зарубежья. Второй – это мы с вами, граждане стран СНГ. Ну и "третьесортные люди" – это местные. Плохо ли быть человеком третьего сорта? Не очень, особенно если тебе надо переночевать в отеле. Граждане Белоруссии платят там 1/3 от того, что платят граждане первого сорта, и 1/2 от того, что платят россияне.
В Гомеле номер стоил около $10 с белорусов и $20 с каждого из нас. Пришлось нам коррумпировать администраторшу гостиницы, и она поселила нас за 20 "баксов" на двоих. Всё равно считаю, что мы сильно переплатили: в номере было +13 грд С, а брать больше доллара за каждый градус тепла – это грабёж. Гомель был весь в иллюминации. У нас перед окнами стояла огромная ель в гирляндах.
Вокзал переливался подсветкой. Автобусы и троллейбусы шли один за одним. В магазинах изобилие, но с социалистическим оттенком: скажем, в отделе несколько продавщиц, часть из которых болтает друг с другом, а на покупателей – ноль внимания. Или в другом отделе лежат такие длинные зелёные плоды. Очень похожи на бананы, но зелёные. Неужто белорусам больше нравятся такие бананы?
Продавщица не хамит, но так говорит: "Что вам?", что сразу понимаешь: у неё не забалуешь. Утром мы встали в 5.40 местного времени и включили радио. В 6 утра началась передача "Сельский час". Хорошая передача. Из неё мы узнали, что операторы машинного доения целого ряда фермерских хозяйств вышли на новый рубеж – 200 литров молока с коровы.
Затем прослушали выступления главы другого фермерского хозяйства, которое вышло на 3-е место в Брестской области по каким-то показателям. Председатель колхоза сообщил о внедрении новых линий по переработке овощей. Если не знать, что на дворе год 2003-й, можно было бы подумать о 1983-ем, к примеру. Выехали из Гомеля электричкой до Кошелевой Буды и далее продолжили путь на байках. Холодно, градусов до 20 будет, и приличный ветер в лицо.
Да и не ожидали, что дорога в Гадиловичи будет лёгкой. Вокруг идут поля, поля. Остановиться невозможно: дует по-чёрному. На границе Буда-Кошелевского и Рогачевского районов трактор, чистивший дорогу, сделал реверанс и вернулся на базу. Дальше нечищеный участок с колеёй от машин. Правильно: дорогу надо чистить не всю, а только в своём районе.
Ехать стало интереснее. Въезжаем в Гадиловичи. Думаю, это село назвали так в шутку. Кто мог назвать всерьёз стоящее на берегу Днепра посреди высокого соснового бора село Гадиловичами? Если это райское место – Гадиловичи, то какие же люди живут в соседнем Жлобине?! Впрочем, выяснять это мы не стали, а поехали в Рогачёв.
Сказочная дорога, начавшаяся для нас в Гадиловичах, продолжилась и в этот день. Мороз тоже был достойным – около 20 грд С, но без ветра. Мы катили километров 18 в час по асфальту, покрытому укатанным снегом. Проехав 60 км, въехали в город Быхов. Здесь без боя купили билеты и без скандала сели в поезд. Право, хотя и ждут социалистическую Белоруссию, судя по всему, нелёгкие времена, но впечатления она оставила самые добрые