Легендарная Тридцатка

Ночевки в приютах, туристы не готовят, 7 дней

Через горы к морю 2025 с облегченным рюкзаком!

Тайны горы Эквецопко

По материалам книги Бормотова И.В.
с разрешения автора

Экскурсии по Адыгее от 1,5 до 4 часов ежедневно


Если с обзорной башни Свято-Михайловского монастыря посмотреть прямо на восток, то слева от каньона реки Фарс на возвышенном лесном хребте видна господствующая над местностью вершина - это гора Эквецопко(1070,0м). Немного севернее этой вершины на хребте, разделяющем правобережные притоки реки Фарс и левобережные притоки реки Губс, расположено древнее крепостное поселение. Сегодня наш маршрут выходного дня лежит в эти таинственные и малопосещаемые места.

Только начало светать, а мы уже подъезжаем к Свято-Михайловскому монастырю. Здесь светлыми пятнами белеет не растаявший снег. Еще незамутненная растворившимися утренними туманами плотная бездонная синева неба только-только набирает силу сияния. Хоть мы и ждали рассвета, но он появился неожиданно.

Первые лучи солнца ярко брызнули, ослепив глаза, они стремительно пронзили, холодное пространство гор, затем плавно заскользили в глубокие затаенные ущелья, постепенно растворяя спрятавшуюся там темноту ночи.

Большое белокаменное здание монастыря, по-зимнему окаймленное прозрачной сеткой безлиственных садов, растянулось по урочищу Чнакс. Нарядно расписанные здания обители поблескивали веселыми тонами. Лес, обронивший листву, стал прозрачным и совершенно голым. В этом безлистном пространстве сияющей короной куполов вновь отстроенных храмов торжественно светился монастырь.

Двадцать лет прошло с тех пор, когда шумными веселыми группами путешествовали здесь туристы-конники. Теперь их тропы заросли, выцвели маркировочные знаки и закрылись туристские приюты. Но жизнь на месте бывшей турбазы «Романтика», не затихла, а наоборот активизировалась. Отстроены две новые туристские гостиницы, а значит, и возродятся туристские маршруты по окрестностям монастыря.

По старой туристской тропе спускаемся в долину реки Фарс. После дождей и первых снегопадов набухла сыростью лесная земля. Почувствовав первое благодатное тепло под серым листвяным одеялом, от прикосновения солнечных лучей, проснулись зеленые иголки черемши. Они упорно потянулись к ласковому свету и уютному теплу, раздвигая слежавшиеся листья и осыпавшийся с деревьев тонкий хворост.

Промерзшая за ночь грязь под ногами провалилась, то и дело фонтанировала тонкими неприятными струйками. Поэтому выбираем путь там, где еще сохранился плотный смерзшийся снег.

Добравшись до слияния реки Толмач, с рекой Фарс попали на сплошное снежное поле. Здесь затаилась зима. В тенистое ущелье не проникают лучи солнца. В белом искрящемся инее стоят прибрежные кустики. Под раскидистыми, обнаженными паводковой водой лохматыми корневищами спрятались хрустальные сосульки.

С хрустом ломая настовую корочку снега, выходим на тракторную дорогу и начинаем подъем через поляну Романов бугор на гору Эквецопко. Повсюду следы недавних заготовок леса. Чем ближе подходим к вершине, тем меньше снега. На южных выгревных склонах его уже практически нет. Вершина горы нас удивила своей необычной скальной короной.

Казалось бы уже в сплошном лесу, откуда здесь скалы? Сбросив рюкзаки, карабкаемся на скальную гряду. Перед нами открылась изумительная картина далеких горных хребтов и долин, отсвечивающих темно-синим цветом. Такое ощущение, что мы стоим на каменном острове, а вокруг нас бушует синий лесной «океан». Среди синих волн на дальнем горизонте контрастно белеют «айсберги» под названием Чугуш, Джемарук, Тыбга и Фишт.

Спустившись с горы Эквецопко на седловину хребта, становимся лагерем. Сначала исследуем истоки реки Псефирь. С удивлением замечаем насколько сильно здесь закарстован рельеф. Среди причудливых форм скальных выходов, небольшие каньончики, карстовые воронки, пещеры вызывают неподдельный интерес. Талая вода весело журчит и уходит в подземные лабиринты.

Много легенд ходит среди местных казаков об окрестностях горы Эквецопко: о таинственных пещерах, в которых скрывались белозеленые казаки, о подземных ходах монастыря, в которых якобы спрятали церковные ценности монахи и особенно интересная легенда, связанная с периодом Гражданской войны о пропавшем обозе с казной Казачьей войсковой рады.

Казаки рассказывают, что с августа 1918 года по март 1920 года на Кубани существовало самостоятельное казачье государство со всеми символами и атрибутами государственности Кубани: флаг, гимн, герб. Была собственная казачья кубанская армия, правительство и государственная казна. Председателем правительства Кубани (Кубанской Войсковой рады) в то время был избран атаман Кубанского Казачьего Войска генерал-лейтенант Александр Петрович Филимонов. В мае 1919 года делегация Кубанской краевой рады во Франции, тайно посетила президента США Т.Вильсона, перед которым ходатайствовала о признании Кубани независимым государством.

Но интересы казаков Кубани об отделении от России не поддержало командование Добровольческой белой армии. Оно ратовало «за единую и неделимую Россию» и поэтому генерал-лейтенант Антон Иванович Деникин разогнал Кубанское краевое правительство и арестовал членов рады.

А когда перед Екатеринодаром возникла угроза вторжения Красной Армии, командиру Казачьей повстанческой армии генералу Михаилу Архиповичу Фостикову, уроженцу города Баталпашинска, было поручено сохранение казны Кубанской рады. М.А. Фостиков отправил обоз с казной в леса Майкопского отдела, где в это время действовали и казачьи формирования генерал-лейтенанта Александра Александровича Геймана.

17 марта 1920 года, войска 9-й Красной Армии под командованием Я.П.Уборевича вошли в Екатеринодар, казачьи отряды Михаила Архиповича Фостикова под натиском красных отрядов отступили в горы и через перевал Псеашхо перешли на Красную поляну. Затем в Грузию к меньшевикам.

Войну продолжили с красными в Крыму на Сивашских болотах в войсках Врангеля. По пути отступления в треугольнике аул Ходзь - станица Царская – гора Большой Тхач казаки спрятали золото Кубанской рады в одной из пещер.

Карстовых пещер в Майкопском и Мостовском районах очень много, район предгорный и таинственный, а события тех лихих времен Гражданской войны до сих пор будоражат воображение туристов. Туристам интересна история казачества даже в легендах, связанных с этой гористой местностью.

После исследования истоков реки Псефирь вышли по лесному хребту, и, пройдя немного на север, обнаружили серию каменных курганов. Откуда здесь древние захоронения? Значит где-то рядом, располагается поселение. И словно по заказу пройдя несколько сот метров, натыкаемся на крепостную каменную стену, перегораживающую хребет поперек. Ширина стены около трех метров, а длина около 400. Высота, судя по объему разрушения, достигала не менее 2-х метров. Восточный край крепости обрывается очень крутой балкой, а западный – отвесными скалами.

Выйдя на край скалы, и заглянув в глубокую пропасть, мы заинтересовались подскальными пейзажами. С трудом найдя место спуска под скалы, попали в совершенно фантастический мир дикой природы. На грандиозных скалах росли огромные раскидистые тисы. Мы с удивлением и с нескрываемой радостью всматриваемся в каменные лица седовласых великанов. Точеные тела скальных «титанов», плотным холодным душем усердно моет, скатывающаяся талая снеговая вода. Под скалами лежат огромные обрушившиеся каменные глыбы. На нижней террасе также обнаружили каменные курганы.

Один курган варварски раскопан. Что искали черные копатели в могилах древних воинов? Из-за разграбления кургана еще одну нераскрытую тайну древних веков здесь навечно потеряли археологи?

Заметнее стал контраст знойного дня и стылой ночи. Прилетевший с далеких гор холодный, лютый, декабрьский ветер, вгрызаясь в скалы, сразу остудил день, сделав его не ласковым, зябким и промозглым. Как то сразу на нас стали накатывать пасмурной переувлажненной массой вечерние сумерки. Пора возвращаться в лагерь.

Солнце уже село за белоглавым Оштеном. Только лишь на самом краю горизонта, там, где небо сливается с землей, в далекой дальней дали, средь серой мглы прорезался тонкой струной луч света. Это осветился в лучах заходящего солнца след пролетевшего самолета.

Разожгли костер. Поставили в котелке топить снег для чая. Ежась от сырого холода, протягиваю руки к костру, чадящему едким колющим глаза дымом.

Зусман - смеясь, говорит товарищ, - по-еврейски значит холодно. У ласкового живого костра совершенно по-другому воспринимается жизнь. Костер приятно экранировал теплом и обволакивал какой-то волшебной аурой умиротворения и душевного спокойствия. Здесь под палаточной крышей, в кругу притихшего пустынного леса начинаешь понимать истинное содержание красоты природы.

Костер наконец-то разгорелся, запылал обжигающе горячо, отодвинул от нас черную темноту ночи. Наш вокругкостровый мирок вдруг наполнился волшебным светом, заблагоухал бликами.

Сегодня мы прожили прекрасный день, и кажется, нет предела нашей восторженности, сияющей радости и искренней удивленности красотой этой местности. Но вот морозная ночь ожила, развесила над нами огромный мир сияющих звезд. На кромке хребта, прорезая темноту ночи яркими огоньками, засветился монастырь. Глубоко внизу как угли затухающего костра рассыпались веселые огоньки станицы Новосвободной. От увиденной красоты засияли наши лица.

Цимус – по-еврейски значит счастье - вновь шутят товарищи.

Утром легкий ветерок донес до нас звон монастырского колокола, он чуть слышен, словно тихий звон далекой струны. На глубокие синие просторы неба, горный ветер выгнал пушистые комочки облаков и они, расправив легкие паруса, понеслись по небу, как стадо белых барашек на бескрайнем небесном лугу.

Попив чай из шиповника, отправились собирать медвежьи орехи. Здесь на западных склонах горы Эквецопко на площади 6,2га произрастает около 250 деревьев медвежьего ореха. Удивительная роща лещины древовидной, посаженная адыгами в 1844-1848 гг. прекрасно прижилась в этих диких местах. Кроме Северного Кавказа медвежий орех распространен в Закавказье, Иране, в Малой и Передней Азии. О прекрасных пищевых и целебных качествах ореха люди знали еще со времен Древней Греции и Рима.

Спустившись на склон, с удивлением рассматриваем крупные деревья медвежьего ореха. Деревья первой величины (называют их лесники) не уступали по высоте огромным букам, достигающим высоты 30 метров. Каждое дерево имеет свой порядковый номер и окольцовано голубой краской. Роща медвежьего ореха является памятником природы Республики Адыгея.

Подхожу к медвежьему ореху и пытаюсь обхватить его шершавый с пластинчатой корой ствол. Но не удается. Его диаметр достигает полутора метров. Под ним разбросаны сухие венчики из-под плодов ореха. Осторожно разгребая листву, находим медвежий орех. Он почти такой же, как и обыкновенная лещина, только в венчике, на котором держатся плоды. В нем сразу вырастает кучка из 8 орешков.

Набрав орехов, возвращаемся в лагерь. По пути вспоминаем рассказ лесников о том, как в далеком 1952 году, когда заболел Иосиф Виссарионович Сталин, в рощу медвежьего ореха, была направлена бригада рабочих Абадзехского лесхоза, которая собирала орех для генералиссимуса. Ореху приписывают удивительные лечебные свойства и считают его лекарством правящей элиты стран мира. Короли, императоры и принцы применяют их для лечения настоянными на пчелином меду.

Медвежий орех излечивает ишемию сердца, инфаркт миокарда, гипертоническую болезнь, язву желудка, поражение печени, заболевание почек, малокровие и аденому предстательной железы у мужчин. Противопоказаний применения ореха медицине не известны. Особенно часто его применяют для расширения коронарных сосудов сердца, умеренного снижения давления и как успокаивающее средство, действующее на центральную нервную систему.

Соврав рюкзаки, возвращаемся в монастырь. С удовольствием наблюдаем за полетом огромных птиц. Вынырнув из облаков и расправив свои огромные крылья, они легли на свои спиральные круги. Это белоголовые сипы. Только им одним известно, какую добычу они высматривают с такой высоты среди лесных полян и перелесков.

Иван Бормотов

Монастырь

В седом венце высоких гор
Среди лесных хребтов
Стоит обитель иноков
Судьбе наперекор
Не видно древних куполов
В восходе золота горенье
Не слышно пение хоров
И окон тусклое свеченье
Здесь за стеной монастыря
Особый дух царит
Как в старину у алтаря
Души покой парит
Здесь сбросив тяжкий груз оков
И распрямляя руки
Дух русский, православный бог
Из пепла возродился в муках
Дух русский, православный дух
Как много лет назад
Звон колокола услаждает слух
Спасителя ласкает взгляд

Задайте вопрос...