(495) 517-51-35

Социальный туризм

Как важна терминология
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» содержит такое определение: «Туризм социальный – туризм, полностью или частично осуществляемый за счёт бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей».

Не могу согласиться с таким определением. Да, когда правительство Москвы выделяет средства, на которые 3000 пенсионеров ежегодно отправляются отдыхать на курорт в Болгарии – это социальный туризм, поскольку в данном случае речь идёт о реабилитации здоровья малоимущих москвичей.

Но под приведённое в законе определение попадают и министры, депутаты, топенеджеры «Газпрома» и другие ВИП-персоны, получившие, скажем, туристские путёвки на фешенебельный курорт, оплаченные за счёт бюджета или из средств их организаций. Зарплата этих персон в 50, а то и в 100 раз превышает размер средней российской пенсии, и называть их поездки социальным туризмом – вступить в противоречие со здравым смыслом.

На мой взгляд, определять, является ли данный турпродукт (тур, туризм) социальным, надо не только по источнику средств, на которые приобретены турпутёвки, а по иным критериям: по доступности его для широких слоёв населения, в том числе малоимущих, и, ГЛАВНОЕ, по целям, ради которых он создан.

Если, прежде всего, для решения важных социальных задач, то это, несомненно, туризм социальный. Скажем, турпоездку или поход со школьниками, которые организовал некий преподаватель учебного заведения для решения педагогических задач, думаю, смело можно отнести к социальному туризму, независимо от того, проведено ли это мероприятие на средства муниципалитета или на деньги родителей.

К социальному, на мой взгляд, можно отнести самодеятельный и почти весь детский туризм, а также туризм для людей с ограниченными физическими возможностями и т.п. Такие виды туризма требуют немало хлопот, не приносят большой прибыли, и потому в нашей стране они «в загоне». Счастливым исключением являются Екатеринбург, Махачкала и ещё несколько городов, где социальному туризму уделяется должное внимание.

С назначением главой Комитета по туризму Москвы Сергея Шпилько стали гораздо больше уделять внимания такому туризму и в столице. Федеральные же ведомства своими действиями (или бездействием) фактически уничтожают те социальные достижения, которые остались в туризме с советских времён. Приведу конкретные примеры.

Чиновники убивают детский туризм Согласно данным государственной статистики, только в учреждениях ополнительного образования Минобрнауки работают 28 тысяч туристскокраеведческих кружков, секций и клубов. В них регулярно занимаются 425 тысяч учащихся.

В походах, организуемых этими учреждениями, ежегодно участвуют более 1,6 миллионов детей и подростков, в экскурсиях – 3,3. Всего – почти 5 миллионов! Да ещё в палаточных лагерях различного профиля (не только туристских) ежегодно отдыхают, получают новые знания и навыки более 600 тысяч детей. Огромные цифры!

Однако специалисты считают, что если государство немедленно не предпримет кардинальных мер, уже в ближайшие годы эти цифры резко уменьшатся. Уже сейчас сократилось число дальних путешествий и экскурсий, из года в год становится меньше центров и станций юных туристов. (За примерами не надо далеко ходить: экспоцентр, где проходит выставка «Отдых», находится на территории Московской области, в которой областная станция юных туристов ликвидирована.)

Также произошло резкое падение детско-юношеского туризма в общеобразовательных учреждениях. Последнее понятно. Знаете ли вы, сколько документов должен подготовить и оформить педагог в Москве, чтобы совершить со школьниками даже простенький поход? От 35 до 51! Гораздо проще вести какой-нибудь шахматный кружок.

Педагогов, занимающихся туризмом с детьми, смело можно причислять к святым. Особенно много вреда детскому туризму нанёс в последние годы Роспотребнадзор своими необдуманными и зачастую просто нелепыми методическими рекомендациями и санитарно-эпидемиологическими нормами и требованиями (сокращённо – СанПиНы).

Согласно им, например, группы детей нельзя перевозить на автобусах в тёмное время суток, а также в снег или дождь. Как будто чиновники Роспотребнадзора живут на Луне и совсем не знают климата родной страны. А что делать, если во время автобусной экскурсии пошёл дождь? Останавливать автобус и ждать, пока дождь прекратится? А если он будет идти трое суток?

И как такие требования согласуются с законом о защите прав потребителей? Кто вернёт убытки организаторам поездки? Ведь ни один суд не признает дождь в России форс-мажорным обстоятельством. Ещё более нелепы «требования к перевозке организованных детских групп ж.-д. транспортом».

Даже для самой короткой поездки каждый школьник должен получить справки о состоянии здоровья и об отсутствии контанктов с инфекционными больными. (Последняя давно превратилась в пустую формальность. Да и зачем она, если, скажем, дети учатся в одном классе?) Кроме того, каждую группу должен сопровождать врач или медсестра, иначе билеты в кассе не продадут.

Меню для каждой группы надо согласовывать в Роспотребнадзоре. (Выполняется ли оно, никто не проверяет, это остаётся на совести руководителя.) Вагоны для перевозки детей должны быть оборудованы кондиционерами и биотуалетами. Таких вагонов, как сообщили мне из Федеральной пассажирской компании, всего около 20%, а сведения о наличии в вагоне биотуалета получить заранее, до посадки в поезд, невозможно.

В СанПиНах не объясняется, что такое «организованная детская группа», в ведомстве также забыли, что ж.-д. перевозки бывают не только дальние, но и пригородные. Поэтому все требования – в том числе и обязательное наличие медицинского работника – юридически распространяются и на поездки детских групп на электричках (скажем, группа спортсменов едет на соревнования или танцевальный ансамбль – на фестиваль в ближнем Подмосковье).

Просто фантастически безграмотен и невежественен с точки зрения туризма СанПиН к детским палаточным лагерям. Причём он распространяется и на передвижные лагеря, то есть бивуаки туристов во время походов. Скажем, по документам Минобразования, действующим почти 20 лет, в походах и дальних экскурсиях могут принимать участие дети с 7 лет, согласно СанПиНу – только с 12, в исключительных случаях – с 10, если они имеют «соответствующую подготовку» (какую именно – не сказано).

Многие пункты «палаточного» СанПиНа физически невыполнимы. Самое наглядное: в приложении к документу дан список (и довольно куцый) личного снаряжения, которое должен иметь каждый турист. Весит оно 5 кг, не считая того, что надето на школьнике (рубашка, ботинки, носки и др.).

А в СанПиНе говорится, что личное снаряжение для детей 12 лет не должно весить более 2,5 кг – то есть в 2 раза меньше. Что же не брать – запасные носки, спальный мешок или что-то иное? Неизвестно. Проводить палаточные лагеря по этому СанПиНу разрешено лишь при температуре воздуха не ниже 15°С в течение трёх ночей подряд. Откуда взялась эта цифра? Тоже непонятно.

В большинстве регионов страны ночная температура часто опускается ниже, но это не страшно, поскольку все туристы пользуются таким достижением цивилизации, как спальный мешок. В хорошем можно спать с комфортом даже при минусовой температуре. Но об этом сотрудникам Роспотребнадзора, видимо, совершенно неведомо, и никаких требований к спальникам, что было бы разумно, в документе нет.

(Об этом нелепом СанПиНе мы подробно писали в № 101, отклики на публикацию приведены в № 103. – Прим. ред.) Как ни старайся, невозможно посадить детей под стеклянный колпак, уберечь их от всех возможных напастей. Преодолевать встретившиеся трудности и опасности как раз и учат походы, они же готовят подростков ко взрослой жизни, к службе в армии и др.

Казалось бы, надо всемерно поддерживать детский туризм. Вместо этого чиновники взяли курс на полное его уничтожение, ссылаясь на заботу о безопасности детей. Аналогично можно было бы в один день ликвидировать и все автомобильные аварии: отдать сотрудникам ГАИ приказ вырыть большую канаву поперёк каждой дороги. И аварии прекратятся.

Правда, и автомобильное движение тоже... После того, как из Роспотребнадзора и аппарата Уполномоченного по правам ребёнка в РФ редакция «ВВ» получила отписки, я обратился в Общественную палату РФ. Я благодарен руководителю межкомиссионной группы Ольге Костиной, которая посвятила целое заседание комиссии 31 августа указанным проблемам.

Приняли в нём участие более 50 человек – члены Общественной палаты, специалисты по детскому туризму, сотрудники многих государственных органов. Думаю, за последние лет 10—15 это было самое представительное совещание по детскому туризму. Продолжалось оно 3 часа. Мнение выступающих было единодушным: так жить нельзя!

Один только представитель оспотребнадзора положительно отозвался о принятых его ведомством СанПиНах, которые, по его мнению, «могут иметь отдельные мелкие недостатки». В связи с этим на заседании было принято решение о создании рабочей группы для подготовки предложений по изменению этих документов. Руководителем этой группы назначен я.

Приглашаю всех специалистов, болеющих за детский туризм, принять участие в её работе. Лишь один федеральный орган власти проявил интерес к проблемам детского туризма. Как думаете, кто? Нет, не Минобрнауки и не Уполномоченный по правам ребёнка, не Минспорттуризм и не Ростуризм, даже не Госудума или Совет Федерации, а Следственный комитет РФ.

Его председатель А.Бастрыкин после заседания в Общественной палате дал указание разобраться в ситуации. Я был приглашён в Следственный комитет, где более 2 часов беседовал с его работниками. Мне обещали провести тщательную проверку. Это обнадёживает. Одно плохо: когда я предложил возбудить уголовное дело против сотрудников Роспотребнадзора, халатно подготовивших безграмотные СанПиНы, мне сказали: «Это невозможно. Иначе пришлось бы возбуждать уголовные дела против всех российских чиновников»…

Самый полезный туризм Перейдём к самодеятельному туризму, то есть такому, где туристы сами организуют и проводят походы и путешествия. Это совсем не значит, что тут царит полная анархия. Существуют довольно жёсткие правила организации и проведения походов (но следовать ли им – каждый решает для себя сам). Как показали социологические исследования, этот вид туризма является самым предпочтительным, самым полезным как с позиций оздоровления, физической закалки организма, так и в социальном отношении.

Судя по опросам, в семьях, где муж и жена увлекаются самодеятельным туризмом, времени на ведение домашнего хозяйства уходит значительно меньше, чем в других. В таких семьях меньше трений между родителями и их наследниками, с которыми родители проводят в 20 раз – вдумайтесь, в 20 раз! – больше времени, чем в среднестатистических семьях.

То есть в 20 раз больше времени могут уделить воспитанию детей. Организация походов приучает к принятию важных решений, от которых порой зависит жизнь человека, к ответственности, поэтому туристы – люди социально активные, они значительно чаще, чем среднестатистические граждане, становятся руководителями организаций, депутатами, общественными деятелями.

Самодеятельный туризм уменьшает и социальное напряжение между бедными и богатыми слоями населения. Скажем, побывав в походах во всех горных районах СССР, я совсем не стремлюсь на пляжи Багамских или Канарских островов. Как же обстоят дела у нас с самодеятельным туризмом? Очень печально.

Хотя в советские времена его даже называли «массовым туризмом». Тогда его курировали и финансировали профсоюзы. После распада СССР делать это они прекратили, в результате из 6 тысяч турклубов сейчас в стране функционируют всего, дай Бог, около 200. В Москве, скажем, было 30 только районных турклубов, которые организовывали работу по туризму в вузах и на предприятиях района, проводили дважды в год турслёты.

Сейчас о слётах совсем не слышно, поскольку остался лишь один-единственный районный турклуб, да и тот скоро выселят по решению суда. Лишь на Таганке пока работает городской профсоюзный турклуб, в котором собрана уникальная, единственная в России туристская библиотека с редкостными изданиями 18-го века, с отчётами о походах за многие десятилетия.

Ими пользуются не только туристы, но и авторы путеводителей, топографы, геологи, пограничники и др. Каждые выходные на всех вокзалах Москвы собираются туристские группы, которых энтузиасты Союза туристов Москвы совершенно бесплатно водят по Подмосковью. Благодаря им десятки тысяч жителей и гостей столицы ежегодно знакомятся с памятными местами Подмосковья.

Но в самый разгар этого летнего сезона пожарники неожиданно закрыли клуб на месяц из-за отсутствия в нём пожарной сигнализации. Как говорится, нашли время. Жаль, руководители города не видели, как по средам, в клубный день, перед закрытыми дверями турклуба во дворе, где нет ни одной скамейки, собирались вокруг огромной лужи сотни полторы туристов, которым надо было получить консультации членов маршрутной комиссии, оформить свои походы и так далее.

Слава Богу, что сезон прошёл без серьёзных ЧП. После «наезда» пожарников директор клуба официально отказался от этого помещения и предупредил, что больше платить за его аренду не будет. Таким образом, нависла угроза потерять и уникальную библиотеку, и единственное место в столице, где десятки лет велась работа по самодеятельному туризму, проводились школы по подготовке туристов, работали многие комиссии и секции.

Союз туристов Москвы обратился к мэру Москвы С.Собянину с просьбой передать помещение клуба Союзу туристов для продолжения работы по туризму. Эту просьбу поддержали наши знаменитые путешественники – Ф.Конюхов, Д.Шпаро, В.Чуков – и некоторые организации, в том числе Комитет по туризму Москвы. Однако Департамент нежилых помещений не даёт своего согласия, и может случиться, что возле той самой лужи скоро окажутся не сотни, а сотни тысяч московских туристов.

В советские времена, согласно статистике, более 9 миллионов граждан страны регулярно занимались в туристских секциях и клубах. Сейчас такой статистики нет, но регулярно проводятся социологические опросы. Согласно им, от 1 до 3 миллионов россиян совершают ежегодно самодеятельные походы.

А вместе с юными туристами и их родителями сфера социального туризма охватывает более 6 миллионов российских граждан. Весьма солидная цифра! Я давно удивляюсь, почему какая-нибудь политическая партия не привлечёт этих людей на свою сторону. Ведь для этого надо так немного – снять различные преграды на туристской тропе.

Думаю, правящая партия это не делает потому, что функционеры её уверены, что и без голосов туристов получат большинство на выборах. Но ведь есть и другие партии... Такой туризм, где нечего украсть, чиновникам не нужен Самодеятельным туристам, по сути, надо так немного: какой-то подвал в районе под турклуб, да помощь власти в осуществлении их прав на свободу передвижения.

Сейчас это право, гарантированное Конституцией РФ, почти повсеместно нарушается. Например, во многих национальных парках и заповедниках с туристов незаконно берут плату без оказания каких-либо услуг или навязывая их. Причём в разных регионах такая плата колеблется от 50 р. с человека в день до более чем 2000.

Наша редакция неоднократно судилась с нацпарками и заповедниками по этому поводу, и все судебные дела выиграла. Тем не менее поборы продолжаются. Любители сплавов должны свои байдарки и катамараны зачем-то регистрировать в Госинспекции по маломерным судам, тратя на это время и деньги. О бессмысленности такой регистрации говорится уже лет 8, но воз и ныне там.

В июне сам министр Шойгу лично пообещал мне отменить регистрацию в этом году (см. № 107). Хочется в это верить… Другая проблема. Согласно Административному регламенту ФСБ, желающие отдохнуть в пограничных зонах должны за месяц (а иностранцы – за 2) направить заявление о выдаче пропуска в территориальные пограничные управления.

Напомню, что погранзоны теперь есть в очень популярных туристских местах: в Домбае, Приэльбрусье, Карелии, Приморье и т.д. Зачем пограничникам надо столько времени? Ведь при пересечении госграницы за несколько минут по своей базе данных пограничники проверяют всех въезжающих и выезжающих. Почему нельзя подобное делать прямо на заставах?

Непонятно. Причём для детей действует тот же порядок: даже на грудного младенца нужен пропуск, и заявку на него надо отправлять за месяц. За это время, видимо, ФСБ проверит, не был ли ребёнок завербован ЦРУ или МИ-6 прямо в роддоме, не провезёт ли в памперсах взрывчатку. Особенно нелепо это выглядит, если вспомнить, что по российским законам граждане до 14 лет не имеют официального документа с фотографией, поэтому установить на погранпосту, выписан ли пропуск на данного ребёнка, а не на другого, как правило, нереально.

По этому поводу редакция обращалась и в Минспорттуризм, и в Ростуризм. Мы писали, что такой Административный регламент ФСБ не только создаёт неудобства людям, но и резко сокращает экскурсионный туризм в погранзонах, наносит ощутимый экономический ущерб. Оба туристских ведомства ответили, что это – не их дело, и переслали наши письма в ФСБ.

Оттуда пришёл ответ, что Погрануправление подготовит изменения в Административный регламент. Когда подготовит, сказано не было. Прошло уже года 1,5, но ничего не изменилось. В советское время в Управлении самодеятельного туризма профсоюзного Центрального совета по туризму и эксурсиям работало до 20 человек.

Сейчас на федеральном уровне нет ни одного чиновника, ответственного за самодеятельный туризм. Перед форумом я посмотрел своё выступление на большом совещании по развитию туризма, состоявшемся в Совете Федерации. Минуло 7 лет, но ни одна упомянутая мной проблема так и не была решена.

Год назад после одного моего выступления министр В.Мутко предложил мне войти в рабочую группу, которая должна была, выполняя поручение президента России Д.Медведева, подготовить предложения по развитию социального туризма. Министр при мне дал такое указание своему заместителю Н.Назиной.

Прошёл год, но меня на заседания рабочей группы так ни разу и не пригласили. То ли Минспорттуризм проигнорировал поручение президента, то ли эти предложения сочинили сами чиновники без приглашённых специалистов, как то было с СанПиНами в Роспотребнадзоре… На этих примерах наглядно видно, что федеральные туристские власти не хотят заниматься социальными видами туризма, решать его проблемы.

Скажем, в недавно утверждённой правительством Федеральной программе развития въездного и внутреннего туризма термин «самодеятельный туризм» я нашёл лишь в одном месте, где говорилось, что таким туризмом должны заниматься саморегулируемые организации. И это несмотря на то, что в законе «Об основах туристской деятельности» социальный и амодеятельный туризм (наряду с въездным и внутренним) названы приоритетными видами туризма.

Но за 17 лет государство так ничего и не сделало для их развития и, похоже, ничего не собирается делать. Таким образом федеральные туристские власти сейчас, по сути, сами нарушают действующее туристское законодательство. По мнению многих специалистов, самодеятельный туризм – самый лучший и самый дешёвый способ оздоровления нации, он имеет множество и других положительных сторон.

Думаю, за 2–3 года легко можно было бы существенно увеличить число туристов в России, не тратя на это значительные бюджетные средства. Так почему же чиновники не хотят его развивать? Да именно потому и не хотят, считают многие туристы, что в самодеятельном туризме просто нечего украсть... При таком отношении к социальному туризму трудно надеяться на его развитие в нашей стране в обозримом будущем. Разве что для ВИП-персон…

Сергей МИНДЕЛЕВИЧ.

Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/  

Задайте вопрос...