Глава из книги Бормотова И.В.
публикуется по согласованию с автором
Место расположения объекта: пос. Гузерипль. Правый берег реки Белой.
К музею заповедника проходить следует через пост заповедника стоящий на левом берегу реки Белой. Вход платный. По мосту через реку Белая экскурсионная группа проходит на территорию Кавказского государственного природного биосферного заповедника. По гравийной дороге проходит 300 метров до музея заповедника.
Путевая информация
По пути к музею осматривает следующие экскурсионные объекты:
Искусственный водопад реки Малчепа и автономная гидроэлектростанция. Рассказать историю сооружения старинной электростанции заповедника. О реке Малчепе (переводится с черкесского «короткая как овечий хвост»), об изобилии в реке царской рыбы-форели. О дороге, круто поднимающейся к высокогорным сенокосам заповедника, к пастбищу Абаго и пику Экспедиция.
Дольмен.
Это совершенно целый и самый крупный дольмен в Адыгее. Он находится на правом берегу реки на территории заповедника. Рассказать о происхождении дольменов и распространении их по территории мира и на Западном Кавказе.
Братская могила защитников Кавказа.
Рассказать о погибшем командире партизанского отряда Михайлове, о героической защите поселка Гузерипль воинами 3 роты, 379 горнострелкового полка, 20-й горнострелковой дивизии, об экипаже самолета погибшего в урочище «Горелом».
Музей заповедника.
Является самостоятельным экскурсионным объектом и эколого-просветительским центром заповедника. Экскурсия проводится сотрудником музея. В музее имеется отдел, раскрывающий историю создания заповедника от времен, когда его территория входила в Кубанскую Великокняжескую охоту (1888-1909 г.) до современного периода, а также отделы фауны и флоры.
Из книги Бормотова И.В. «В боях за Майкоп. Крах операции «Эдельвейс».
О гибели командира Тульского партизанского отряда № 3 Михайлова Н.И.
По заданию районной партийной организации в станицах Тульской, Каменномостской и Даховской стали формироваться партизанские отряды. В Каменномостский отряд, который стал называться Тульский № 3, вошли первоначально 22 человека. Ядро отряда составляли коммунисты: Михайлов Н.И. - командир отряда, Шляхов И.Я - комиссар, Ткаченко И.С. - начальник конной разведки. В ночь на 10 августа 1942 года, отряд отошел за реку Белую, взорвав за собой мост. Несколько бойцов под руководством Ткаченко И.С. были направлены для взрыва скалы и завала дороги на Даховскую. При отряде было 10 подвод с продовольствием, взрывчаткой, вещмешками партизан, охотничьими ружьями.
Отряд был вооружен немецкими карабинами, охотничьими ружьями ручными гранатами разной системы. Первую остановку отряд сделал на поляне «Сусловой». Здесь все бойцы отряда приняли присягу, дали торжественную клятву не щадить своей жизни в борьбе с немецкими захватчиками.
К западу от станицы Даховской расположена станица Темнолесская. Расстояние между ними около 18 км. Дорога от Даховской постепенно повышается и километров через 9 входит в лес. Здесь в то время находился лесопильный завод ГУПП. В двух или трех километрах от этого завода, на так называемой еще со времен гражданской войны Партизанской поляне, находились пригородные хозяйства лесной организации «Сила»: домик сторожа Яновского и бараки рабочих. В одном километре от этой поляны на лесной опушке и расположилась первоначально база отряда. Были разбиты брезентовые палатки, выставлены посты. (В настоящее время в этом месте располагается турбаза «Серебряный ключ»).
Бой в станице Безводной.
В станицу Безводную выехали 20 конников партизанского отряда № 3 под командованием Михайлова Николая Ивановича. К станице подошли ночью. Опрошенные в крайних хатах жители сообщили, что немцев в станице нет, но около тридцати полицейских находятся в доме рядом с Советом, а староста живет при школе.
Комиссар отряда Шляхов Иван Яковлевич разбил отряд на три группы: группа Брылева должна была захватить старосту, группа Кравченко Д. - напасть на полицейских, и несколько бойцов остались с лошадьми.
Брылев со своими бойцами стал окружать дом старосты, но неожиданно во дворе мелькнула чья-то тень, и раздались выстрелы. Партизаны в свою очередь открыли огонь, а Брылев бросил в окно старосты одну за другой три гранаты.
Группа Кравченко в это время подходила к дому, где находились полицейские. Предупрежденные выстрелами у дома старосты, полицейские первыми заметили подходивших партизан и открыли по ним стрельбу. После короткой перестрелки полицейские разбежались. Одна из пуль тяжело ранила Михайлова. Н.И. Шляхов решил прекратить операцию. Но спасти Михайлова не удалось: по дороге на базу он умер. Похоронен в братской могиле поселка Гузерипль.
О гибели самолета в урочище Горелом.
В урочище Горелом невдалеке от поселка Гузерипль 18-го февраля 1943 года при выполнении боевого задания потерпел аварию советский самолет «У-2». Он был обнаружен жителями села Хамышки: Вагиным Александром Пантелеевичем, Баландюковым Николаем Павловичем, Дубовским Тихоном Сергеевичем. Грузом самолета были письма и газеты фронту.
Дубовский Тихон Сергеевич вспоминает: «Я, Баландюков Н.П. и Вагин А.П. до войны работали старателями, добывали золото от Гузерипля до верховьев реки Белой. Мы знали все перевалы через Главный Кавказский хребет. Началась война, мы все трое ушли на фронт и все трое были ранены и комиссованы. В Гузерипле Вагин А.П. был назначен начальником опергруппы, а мы с Баландюковым Н.П. пошли работать в госзаповедник наблюдателями. Нам было дано задание обследовать Белореченский перевал. Мы пошли вниз по реке Белой. Не доходя примерно 6 км до поселка Гузерипль, мы обнаружили самолет «У-2» в районе урочища Горелое с левой стороны по течению реки Белой. Кое-как по бревну переправились. Когда подошли к самолету, видим что это наш самолет «У-2». В нем два человека. В тот же день сообщили в Северный отдел госзаповедника. Самолет упал в 1942 году 18-19 февраля. Это мы узнали из газет и писем, которые были в самолете. А обнаружили мы самолет 18 февраля 1943 года.
Самолет упал горизонтально, сбив верхушку дерева, он попал прямо на валун мотором. Летчикам поломало ноги. Они были у них на плечах. Задняя часть самолета была целая и письма и газеты не замокли. У летчиков мы взяли два пистолета «ТТ» и в Гузерипле сдали в милицию. Из документов мы узнали фамилии летчиков. Это были Шульгин и Бирюков».
Тела погибших летчиков были доставлены в поселок Гузерипль и похоронены в братской могиле. Тела вывозили наблюдатели КГЗ Цыркунов Алексей Федотьевич, Никифоров Александр Васильевич и зам. директора КГЗ Архангельский Константин Григорьевич.
В аварии погибли военные летчики лейтенант Шульгин Леонид Александрович и техник лейтенант Бирюков Василий Ильич. Летчики относились к 4 авиаэскадрилье 8 транспортного авиаполка ГВФ. Этот полк в дальнейшем переименован в 23-й авиаполк ГВФ. Нам не удалось установить причину аварии самолета У-2. Также не удалось установить судьбу писем с фронта, которые остались в самолете.
Объекты для туристских маршрутов выходного дня:
Влияние гор на здоровье человека