на широком багажнике в виде платформы, на которой можно крепить любой рюкзак или мешок. Большим недостатком такого способа является то, что центр тяжести груза расположен высоко, что ухудшает устойчивость и манёвренность велосипеда, но в то же время позволяет использовать анатомические рюкзаки, в которых достаточно удобно переносить груз на спине. Багажник с широкой платформой используется велотуристами редко, поскольку он увеличивает вес велосипеда на несколько килограммов (если нет возможности изготовить багажник из титановых сплавов);
на багажнике в виде трубы. Такой багажник также встречается редко, т.к. использование его без специального рюкзака затруднительно;
на стандартном по ширине багажнике, на котором располагается велорюкзак или различного типа велосумки. Этот способ получил наибольшее распространение как в России, так и за рубежом, поскольку центр тяжести расположенного на багажнике груза находится низко, что не влияет на манёвренность и устойчивость велосипеда.
Велорюкзак (велосумка) должен отвечать следующим требованиям:
иметь достаточно крепкое и надёжное крепление к багажнику велосипеда (обычно для этого используют резинки от эспандера), чтобы при манёврах рюкзак не сполз с багажника и не повредил колесо. Сползание рюкзака может привести не только к поломке велосипеда, но и к серьёзным травмам;
должен иметь достаточный объём для размещения всех необходимых в походе вещей, небольшой вес, яркую расцветку и водоотталкивающие свойства;
стенки рюкзака, прилегающие к стойкам багажника, должны быть более плотные (для этого рекомендуется делать вставки из "пенки" -- кусков пенополиэтиленовых ковриков), дно половинок рюкзака не должно быть ниже оси колеса;
велорюкзак должен иметь тубус и "плавающий" клапан из непромокаемого материала. Лямки для переноски лучше делать отстёгивающимися, чтобы не мешали при езде;
на рюкзаке должно быть несколько карманов с застёгивающимися "наглухо" и быстро клапанами (лучше застёжки типа "молния"; использование же текстильной застежки -- "репейника" -- не рекомендуется, т.к. при намокании она теряет свои свойства).
Основной груз в походе перевозится на заднем багажнике, более лёгкие вещи (фотокамера, карты, документы...) -- на переднем или в сумке, закреплённой на руле. В таких сумках сверху имеется прозрачный карман, в который удобно класть карту. В "подрамных" сумках перевозится, как правило, запасная камера и инструмент. Тяжёлый груз не рекомендуется располагать на переднем багажнике, т.к. ухудшается управление велосипедом и быстро устают руки.
Зарубежные туристы часто перевозят груз в сумках, которые крепятся по бокам к переднему багажнику специальной конструкции и свешиваются ниже оси переднего колеса. Из-за специфики отечественного велотуризма (в частности, прославленного российского бездорожья) такой способ у нас не получил широкого распространения.
Ранее велосумки и велорюкзаки наши путешественники изготовляли самостоятельно из обычных рюкзаков или из подручного материала типа "трансавто", авизент, "каститис". Сейчас велорюкзаки и сумки продаются в магазинах, в основном это изделия импортного производства известных велосипедных фирм. Такие рюкзаки обычно небольшого объёма, их имеет смысл использовать в несложных велопоходах (1--3 к.с.). Для более сложных (4--5 к.с.) рекомендуется применять рюкзаки отечественного производства, т.к. они более соответствуют нашему велотуризму. Для простых велопоходов лямки к рюкзаку не нужны, но для сложных, особенно в высокогорной местности, где порой приходится долго нести рюкзак, необходимы не просто лямки, а система с поясом, аналогичная подвеске анатомических рюкзаков.
Очень важен тип материала, из которого изготовлен рюкзак или сумка. Если использованы ткани "Cordura-1000", "Oxford nylon (210, 330 WP, 420)", "Hipora", то не только вес рюкзака уменьшается, но и отпадает необходимость в дополнительной герметичной упаковке вещей (одежды, продуктов...) в нём. Приведём некоторые характеристики этих тканей.
Материал "Cordura-1000". Он очень прочный; изготовлен из нитей, производимых фирмой "DuPont", имеющих повышенную устойчивость к механическим воздействиям. Двойное полиуретановое покрытие обеспечивает устойчивую водонепроницаемость, а при покрытии "Teflon" или "ScotchGuard" ткань обладает высокими водоотталкивающими свойствами.
Материал "Oxford nylon (210, 330 WP, 420)" -- это прочная нейлоновая ткань с покрытием "Teflon" или "ScotchGuard", которое обеспечивает водоотталкивающие свойства материала и препятствует накоплению грязи между волокнами.
"Hipora" -- достаточно прочный материал на капроновой основе, с полиуретановым покрытием, водонепроницаемый, имеет повышенную стойкость к горюче-смазочным веществам.
Для усиления водоотталкивающих свойств рекомендуется как для новых, так и для старых тканей использовать всевозможные пропитки фирмы Nikwax Waterprofing.
На чертежах представлен рюкзак, прошедший испытания в походах различных категорий сложности на Кавказе и в Средней Азии, запатентованный как В/РС (велорюкзак Селиванова). Несколько советов по его изготовлению.
Кроить материал лучше паяльником или прибором для выжигания, чтобы потом не требовалось дополнительно обрабатывать края ткани. Сделав заготовки, можно приступить к пошиву рюкзака. Нитки рекомендуется использовать капроновые или лавсановые, с последующей обработкой швов на водонепроницаемость (термо-лентой или специальными пропитками).
Сначала на боковую часть рюкзака пришейте пластмассовые кольца или кембрик для затяжного шнура (вместо него можно использовать стягивающие ленты), с помощью которого уменьшается объём рюкзака. Затем пришивается горизонтальная лента усиления, на неё -- грузовая ручка из плотной капроновой стропы. Далее на левой и правой половинках пришейте сверху вертикальную ленту усиления, потом -- на боковые половинки защитную накладку из ткани "Hipora" или прорезиненного капрона, а на неё -- карман для палаточных стоек.
Далее на переднюю часть нашейте вертикальную и горизонтальную ленты усиления, затем подготовьте карманы (см. рисунок) и пришейте их к передней части. Затем пришейте защитные накладки и сшейте переднюю и заднюю части.
После к задней части рюкзака пришейте вертикальную и горизонтальную ленты усиления, затем -- защитную накладку и ленты для крепления системы подвески (лямки). После этого заднюю и переднюю части рюкзака сшейте с боков.
И, наконец, сделайте тубус и пришейте его к рюкзаку. Затем изготовьте карман клапана и пришейте на клапан. В края клапана рекомендуется вставить резинку, чтобы он плотнее прилегал к рюкзаку. Предварительно на клапан и на переднюю и заднюю части рюкзака пришиваются пряжки или кольца для закрепления клапана на рюкзаке (клапан рекомендуется делать "плавающим"). Пристёгивать его к рюкзаку лучше резинками от эспандера. Ещё на клапан можно пришить пряжки для крепления лямок, это позволит использовать его как маленький рюкзачок.
Если основные детали изготавливаются из материалов "Cordura-1000", "Oxford nylon-420", то можно использовать рюкзак без дополнительных защитных накладок, что уменьшает его вес. Если же основные части рюкзака выполнены из авизента и подобных ему тканей, не имеющих водоотталкивающих свойств, то нужны защитные накладки из ткани "Hipora". Тубус изготавливается из ткани "Nylon Taffeta-190T" или любого плотного капрона с пропиткой "Nikwakx Waterprofing".
Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/