Статья и фотографии Бориса Вислогузова
В статье используются материалы предоставленные
участником спасательного отряд Борисом Колосовым
и И.В. Бормотовым
По телевиденью был показан кинофильм
Для боле полного понимания события, видимо стоит взглянуть на плановый туризм того времени изнутри. Борис Вислогузов много лет работал инструктором на этом и других плановых маршрутах, ныне директор турфирмы СВ-Астур, вот что он повествует:
Какой была зарплата инструктора? Официально 80 рублей, но после вычета налогов на руки оставалось в лучшем случае 70 рублей, из этих денег на большинстве турбаз вычитали за питание процентов 30, на остальных кормили бесплатно, но впроголодь и это молодых парней, которые тратили много энергии на маршруте. Для сравнения средняя зарплата тогда была 160 рублей, водитель автобуса получал 350 рублей, шахтер 500.
Кто работали инструкторами туризма? Был небольшой процент профессиональных инструкторов, некоторые работали на турбазах круглый год, другие приезжали работать на весь сезон. Часть опытных инструкторов работали только во время своего отпуска. Большая часть работающих инструкторами были студенты, в основном Симферопольского, Минского, Московского университетов и Майкопского педагогического института. Часто к опытному инструктору прикрепляли студентку, которая первый раз в горах и они вдвоем вели группу. На некоторых маршрутах группы были 60 и даже 80 человек, как на маршруте 30 в восьмидесятые годы.
В июне и сентябре студенты учились, отпускники приезжали работать в июле, августе. В начали и в конце сезона, (самое опасное время) группы водили небольшое количество профессионалов и!!! пастухи, кочегары, водители и так далее. Причина простая - низкая инструкторская зарплата.
Сегодня на маршруте 30 работают профессиональные дипломированные инструкторы, зарплата выше рынка, имеется спутниковый телефон. Ни чего подобного в 2024 году произойти не может.
Туристы 93 группы планового маршрута 30, вышедшие из поселка Гузерипль с турбазы Кавказ 9-го сентября 1975 года, на следующий день 10-го сентября попали в снежный заряд.
По сей день пересказываются и тиражируются всевозможные небылицы, в интернете продолжаются обсуждения людьми не имеющими представления о плановом туризме, не знающими множества деталей связанных с ушедшей эпохой.
Перед судом ответ за происшедшее держали лишь руководители турбазы в Хаджохе «Горная» и Гузерипльской турбазы «Кавказ», да некоторые чиновники из вышестоящих организаций.
Непосредственные же виновники трагедии инструкторы турбазы Горная не были привлечены к ответственности по простой причине, у них не было удостоверений инструкторов, и они не проходили курсов по подготовки инструкторов или школы подготовки тур-организатора.
Такой вывод сделали судьи. Управлять транспортным средством необученному человеку нельзя, а не подготовленному человеку вести группу людей в горы можно!? Почему доверили жизнь и безопасность людей, многие из которых впервые попали в горы, случайным и не обученным людям имеющим только договор с турбазой на временную работу? По этой причине и полная ответственность за трагедию, была возложена только на директоров и старших инструкторов начальной турбазы Горная и промежуточной турбазы Кавказ.
Что же случилось в этот трагический день? Как и во многих других крупных катастрофах одновременно наложились одно на другое несколько обстоятельств. 1) Маршрут в этом году проходил не по основной тропе, а по более сложной временной.
2) Аномальная для 10-го сентября погода.
3) Невозможность руководства турбаз прикрепить к группе опытного инструктора.
4) Неспособность реализаторов путевок проинформировать туристов какую одежду и личное снаряжение взять на маршрут.
5) Проблемы в СССР с полиэтиленовой пленкой.
Фото 30-го всесоюзного маршрута 70-х, 80-х годов
из личного архива Бориса Вислогузова копирование фото запрещено
Участник поисково-спасательного отряда Борис Колосов в составе группы инструкторов турбазы Кавказ в составе 8 человек и отряда инструкторов турбазы Горная в составе 7 человек прибыли к месту трагедии 12-го сентября, вот что он рассказал:
До 1975 года и после тропа маршрута, проходила от поселка Гузерипль через Партизанскую и Яворовую поляны к Армянскому приюту, располагавшемуся между Яворовой поляной и рекой Армянка. Там туристы ночевали в стационарных палатках и на следующий день шли через Гузерипльский и Армянский перевалы на приют Фишт, по такому варианту работал и автор этой статьи, так проходит и сейчас маршруте 30.
В 1975 году начали строить дорогу поселок Гузерипль - Яворовая поляна, велись взрывные работы, маршрут на этом участке закрыли. Тропу пришлось прокладывать по более сложному пути. Сначала шли по левому берегу реки Белой до слияния с Армянкой, далее верх вдоль этой реки до слияния с рекой Мутный тепляк, там переправлялись через Армянку и по хребту Буйному шли в сторону вершины горы Гузерипль, не доходя один чес до границы леса и альпийской зоны располагался приют Тепляк, завезенный лошадьми. Там туристы ночевали одну ночь и шли через вершину горы Гузерипль на Гузерипльский перевал, с перевала продолжалась старая плановая тропа на приют Фишт.
Кто и как реализовывал путевки на плановые маршруты? Турбазы принадлежали профсоюзам, путевки распределяли профсоюзные комитеты на предприятиях, туристы оплачивали чаще всего 30% стоимости путевки остальное доплачивали профсоюзы, редко люди оплачивали 50 и даже 10 % и 1% реализовывался через городские сети бюро путешествий за 100% стоимости. На на путевка на туры через горы к морю было мелким шрифтом написано про горы и крупным про море. Непосредственные продавцы путевок представления не имели о маршрутах через горы к морю.
Люди в названии путевок видели в основном слово море. Туристы приезжали на турбазы с чемоданами с легкой городской одеждой и совсем не туристской обувью. Приходилось отправлять транспортом чемоданы на конечную турбазу на море, выдавать им на прокат рюкзаки, неудобные туристские ботинки Вибрамы и штормовки из тонкого брезента, которые быстро промокали, особенно быстро промокали старые выцветшие штормовки, фабричных туристских накидок на случай дождя тогда не было, а полиэтиленовая пленка была дефицитом (любая накидка в том числе из полиэтилена защищает не только от осадков, но и от ветра и холода.
И вот в таких штормовках, в тонких кофтах и тонких спортивных брюках, без полиэтиленовой пленки, с неудобными легко-промокаемыми прокатными рюкзаками не подготовленных людей, настроенных на отдых у теплого моря, застала непогода которая случилась единственный раз за всю советскую и современную историю маршрута.
Как сказал спасатель Борис Колосов: было две основные причины гибели людей - это то, что туристы разбрелись мелкими группами и отсутствие хоть какой-то теплой одежды. В восьмидесятые годы Колосов работал старшим инструктором и директором турбазы Кавказ.
Кто ходил на такие маршруты? В основном молодые женщины, работники умственного труда, большей частью сотрудники научно исследовательских институтов, то есть представители "сидячих" профессий, врачи, учителя, люди творческих профессий одним словом интеллигенция. Иногда в группах было 80% женщин, редко 100%, в среднем в группах женщин было 90%. Женщины больше склонны к организованному отдыху, обладают большей способностью накопить деньги на отдых. Много мужчин тогда и сейчас служили в армии, сидели в тюрьмах, пили спиртное, а тем кто работал и не пил отдыхать было некогда. Сегодня ситуация изменилась в туристских группах сейчас женщин в районе 50%.
Плановый туризм напоминал конвейер по созданию услуг. Сначала чиновники в Москве, сотрудники Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС (центральный орган профсоюзов) распределяли путевки на конкретные маршруты по городам, в городах местные чиновники распределяли путевки по предприятиям. Затем руководство предприятий и местные профсоюзы распределяли путевки конкретным сотрудникам.
На большинстве маршрутов заезды на начальную турбазу были ежедневно в том числе и на Всесоюзный маршрут 30, были еще и республиканские маршруты на которые приезжали туристы только из определенной республики. Туристы сами покупали билеты на поезд или самолет и самостоятельно заезжали на турбазу. В первый день в клубе турбазы проводилась вступительная беседа и знакомство с инструктором. Н следующий день группа шла в однодневный тренировочный поход, после которого туристов встречал дежурный инструктор с компотом.
За день до выхода в основной поход или переезда на промежуточную турбазу, как на маршруте 30, туристы делали стен газету и готовили концерт, который проводился для групп заехавших позже, на концерте проводили шуточные сцены и читали стихи и пели песни собственного сочинения, вроде этих:
Я купил себе путевку 97 рублей,
лучше я купил веревку и повесился на ней.
Или:
Я инструктора любила,
думала, что женится.
А он ходит и смеется,
завтра группа сменится.
По прибытию на промежуточную турбазу или на приют на котором была дневка (2 ночи), группу встречала впереди идущая группа театрализованной встречей с элементами карнавального представления с розыгрышами, фокусами и миниатюрами. Реквизит выдавался сотрудниками турбазы или приюта, сценарии и всевозможные сценки менялись от встречи с ханским окружение до встречи с амазонками или пиратами, смотрите фотографии ниже. Перед выходом далее по маршруту или перед выходом в основной поход группа делала собственную встречу для сзади идущей группы, подробнее.
Далее начинался основной поход. Туристы укладывали в рюкзаки стеклянные банки с овощными консервами и куриной тушенкой, с говядиной и свининой были проблемы, правда на складе, как правило была китовая тушенка в металле, по калорийности и вкусу напоминала говядину (в СССР бала разрешена охота на китов). В рюкзаках были только продукты, личные вещи, прокатный сальник и в руках всегда несли алюминиевый бетон со сливочным маслом.
На маршруте 30 на всех приютах, кроме приюта в 2-х дневном походе и первого в основном были домики, на приюте Фишт туристы спали на деревянных нарах с матрасами, на приютах Бабук-аул и Солох-аул были кровати с матрасами в Бабуке был даже бар и душ, который туристы топили дровами принесенными из леса. На всех приютах, по всему Союзу туристы готовили самостоятельно, в целях экономии дров на всех приютах были печи с огромными кастрюлями и дровами оставленными впереди идущей группой, уходя туристы оставляли дрова сзади идущей группе.
Заканчивалась активная честь на берегу моря на конечной турбазе, где им вручали значок и удостоверение "Турист СССР". После вручения вечером всей группой шли в ресторан отметить завершение поход. Ужин в ресторане со спиртным и живой музыкой стоил 8 - 10 рублей с человека, для инструктора это была неподъемная сумма и туристы, как правило, скинувшись оплачивали поход в ресторан инструктору. 30 Всесоюзный маршрут заканчивался в Дагомысе на турбазе Рассвет.
Был и есть еще самодеятельный туризм, который находился на более высоком качественном уровне чем плановый, люди там месяцами учатся вечером после работы и только после этого идут в зачетные, более сложные походы. И есть дикий туризм, который находится на совсем низком организационном уровне. Но плановый туризм внес в историю страны собственную субкультуру, свои традиции, свои творческие ново-введения, большая часть советской интеллигенции прошла тропами плановых маршрутов.
Приют Тепляк и место трагедии на маршруте 30 на карте
В Гузерипле на турбазе Кавказ, их встретила театрализованной встречей 92 группа, а туристы трагической группы встретили таким же представлением 94 группу. Всего на турбазе Кавказ группа провела три дня, сходили в тренировочный поход на гору Казачка, выпустили как и все группы на плановых маршрутах стенгазету, на третий день получили продукты и вечером выступили в традиционном прощальном концерте.
Утром 9-го сентября группа вышла в основной поход: турбаза «Кавказ» - приют «Тепляк» - приют Фишт - приют «Бабук-аул» - приют «Солох-аул» - Дагомыс. Шли по левому берегу реки Белой до слияния её с рекой Армянка, далее плохо натоптанная тропа поворачивала на право и шла вверх к слиянию реки Армянка и реки Мутный тепляк. В этом месте была переправа через Армянку и далее тропа шла круто вверх по хребту Буйный в сторону вершины горы Гузерипль, не доходя один час до границы леса и альпийской зоны располагался мало-комфортный приют Тепляк. Даже плохой внедорожной дороги, типа лесовозного волока к приюту не было, все необходимое для функционирования приюта доставляли лошадьми.
Утром 10-го сентября небо стало затягивать серо-черными тучами, с выходом на маршрут немного задержались. Пока приготовили завтрак, пока собрали рюкзаки, потеряли некоторое время, когда погода ещё позволяла пройти наиболее физически тяжелый участок дневного перехода. Тропа в густом лесу круто поднималась вверх по склону. Начался мелкий моросящий холодный дождь, на тропе местами стало скользко.По мере приближения к альпийской зоне становилось всё холоднее. В воздухе закружились снежинки - это надвигался снежный заряд. Начала срываться снежная крупа. И надвигающаяся непогода не насторожил инструкторов.
Группа вышла в альпийскую зону, где нет даже кустов только луга да карстовые воронки и двигалась в сторону вершины горы Гузерипль. Склоны хребта Каменное Море и вершину горы Оштен покрыл тонкий слой свежего снега, но и это не насторожило инструкторов. Периодически срывался моросящий дождь, временами с крупным, мокрыми снежинками. Группа продвигались по не очень натоптанной тропе в альпийской зоне в сторону вершины горы Гузерипль.
Ненастье усиливалось. Началась метель, которой ни когда здесь не было за всю историю маршрута в это время и по сей день. Стало заметать тропу она просматривалась только местами. Видимость сократилась до нескольких метров. Инструкторы попытались собрать туристов, растянувшихся по извилистой тропе, всех вместе, в одну группу. Сафонову удалось догнать группу Ковалёвой и объединиться.Когда инструкторы приняли решение возвращаться назад и стали собирать уже разбившихся на мелкие группы туристов чтобы идти к приюту Тепляк, на их команды уже ни кто не реагировал. Среди туристов были имеющие авторитет у группы лидеры. Молодые мужчины, с армейским и туристским опытом. С их мнением считалась группа, их авторитет был выше, чем у молодых не опытных инструкторов. Они первыми сошли с тропы к лесу, до которого было менее пол километра. Ветер дул в спину, лес был внизу и идти было сравнительно легко. За ними пошли некоторые туристы. На крики инструкторов вернуться на тропу, никто не отреагировал.
Осадки, холод и ветер гнали их к лесу в котором туристы видели спасение. Эта часть группы остались без формального руководителя, что усугубило ситуацию. Инструктор Ковалёва собрала несколько человек и повела их к пастушьему балагану. Инструктор Сафонов пошел за туристами в сторону леса, пытаясь собрать расползавшихся по склону и не глубоким балкам туристов. Но решение оказалось запоздалым, началась паника. Кто-то побежал вниз к лесу, кто-то стоял на месте и предлагал идти вместе, кто-то, получив травму просил о подмоге. Людьми овладела одна единственная мысль:
«В сторону леса, там меньше ветра, там можно развести костёр и согреться, там можно дождаться спасателей». Им помогал ветер дувший в спины, глушил разговоры, сталкивая в распадок безымянной балки, позднее ее неофициально стали называть Могильная балка. Лидерам, удалось достичь леса и разжечь костёр. Остальные стихийно разбившись на мелкие группы по крутым склонам безымянной балки.Тем временем Ковалёва Ольга с частью группы пришла к пастушескому балагану. Не доходя немного до балагана Ольга на скользком участке упала и ударившись головой о камень потеряла зрение. Сафонову удалось собрать часть туристов и переправиться через ручей безымянной балки, войти в лес и разжечь костёр. Он дал указание туристам собирать дрова для костра, а сам пошёл искать других туристов. Ему удалось найти и привести к костру двух девушек одетых в легкие кофты и старые прокатные штормовки, в таких штормовках была и вся группа, правда инструкторам на период работы выдали новые штормовки.
Инструктор Ольга Ковалёва в балагане (простейшее строение летнего типа, но с печкой) встретила пастухов Острицова Виталия и Крайнего Владимира и попросила их присоединиться к поиску туристов. Они сразу отправились к месту происшествия. Острицов нашел и привел к балагану двух девушек, а затем вернулся еще за одной травмированной туристкой. По пути он встретил ещё двоих членов группы, расположившихся под большим деревом и дал команду им никуда не уходить сказав, что за ними вернется.
Двое туристов оставшихся под деревом были Светлана Вертикуш и Михаил Осипенко. Светлана верила, что за ней придут и окажут помощь, трое суток боролась в одиночку со стихией и выжила. Выжила надеждой и верой, в то что ее найдут. Промокшая, без тёплых вещей, без костра и продуктов она под соорудила себе шалаш из веток которые смола найти поблизости. Она постоянно двигалась, таким способом согреваясь. 13-го сентября Светлана услышала шум приземляющегося не далеко вертолета и вышла из шалаша на встречу своему спасению.
Михаил Осипенко, отошёл от места где находились со Светланой, и заблудился в похожих друг на друга поросших лесом балках, его нашли самым последним. Найти Михаила удалось на девятые сутки после случившейся трагедии.
Из 53 человек погиб 21. Кроме инструкторов Сафонова и Ковалёвой, крепких парней, выжили группа туристов, которая стихийно собралась из нескольких мелких групп. Те, кто выжил в этой группе, рассказывали, что уселись на рюкзаки прижались спина к спине, плече к плечу и ждали спас-отряд.
Катастрофа, случившаяся на 30-м маршруте, происходила на границе леса и альпийской зоны‚ на высотах 1400 - 1600 метров. Стихия продолжалась всего сутки.
На приютах Тепляк и Фишт не было раций и другой связи, рации появились только в 1076 году. О не прибытии 93 группы на приют Фишт узнал фотограф, который принес фотографии на приют для этой группы. К утру 11 сентября фотограф добрался короткой дорогой на которой проводились взрывные работы до поселка Гузерипль и сообщил о происшедшем. В тот день были организованы и начались спасательные работы в которых принимал участие Борис Колосов и другие инструкторы, но из-за бушевавшей непогоды к месту трагедии они смогли пробиться только 12 сентября.
Первые три дня поисково-спасательные работы проводили только инструкторы турбаз Горная и Кавказ, всего их было 15 человек. И только на четвертые сутки прибыли профессиональные спасатели из Краснодара и вертолет.
Это был единственный случай гибели туристов в плановом туризме. В самодеятельном, диком туризме и альпинизме аварий в горах произошло значительное количество, но они были менее многочисленные по количеству погибших в одном происшествие.
Что касается кинофильма "Маршрут", судьба его сложилась странным образом. Перед съемками фильма в Адыгею приехал режиссер, встретился с нами, тремя соавторами этой статьи, внимательно выслушал нас, пообещал сделать фильм максимально реалистичным, маршрут 30 к тому времени был уже восстановлен. И ухал искать приличную гостиницу для съемочной группы. В Адыгее хороших гостиниц в нулевые годы не было и режиссер принял решение снимать фильм не на той местности, где происходили реальные события и проходит тропа маршрута, а на Красной поляне, там были хорошие гостиницы.
Дальше случилось совсем непредвиденное, права на показ фильма выкупила фирма по производству женских колготок. Руководству компании для рекламы своей продукции нужен был приключенческий, остросюжетный фильм, который легко и увлекательно смотрится. Наша консультация режиссера была, во многом проигнорирована, сценарий фильма переписали в угоду коммерческим интересам. Но, как говорится спасибо и на этом.
Еще в интернете приписывают фильм Штормовое предупреждение 1981 года к произошедшему. Ни какого отношения к местности и маршруту 30 этот фильм не имеет, снимался он далеко от Адыгеи, и сюжет происшествия совсем другой.
Легендарная Тридцатка - маршрут 30 через горы к морю с облегченным рюкзаком